Восторг
Июль 2016
дата поездки
23.08.2016
написано
Восторг
Уже давно я не проводила отпуск в России (последний раз это было в августе 2008 года, Краснодарский край, дикарём).
А тут как раз поступило предложение поехать небольшой компанией в Республику Алтай, не упускать же такой шанс?! Итак, путешествие было длинным и насыщенным. Сначала был перелёт из Москвы до Новосибирска (билеты были на 10 тыс. дешевле, чем до Барнаула), потом 3 часовой переезд на такси (заказали заранее) от аэропорта Толмачёво (Новосибирск) до Барнаула. От Барнаула началось путешествие уже самостоятельно на машине (полноприводной). Следующим пунктом стал г. Бийск, в котором мы остались на ночёвку. В день прилёта решили съездить на Белокуриху, покататься на фуникулёре, но, к сожалению, приехав на место, попали под сильный дождь, Увы! Уехали ни с чем. Для ночёвки выбрали отель «Арт-эко-отель Алтай». В номере одноместные кровати, душ с горячей водой, туалетные принадлежности, телевизор с плоским экраном, полотенца, белье, бесплатный Wi-Fi (логин и пароль написаны на листе бумаги, который висит на стене у ресепшена). Номера чистые, уютные. При входе в отель располагается кафешка, кормят недорого и вкусно. На следующее утро мы поехали в Республику Алтай. По дороге остановились у села Сростки (родина В. Шукшина), позавтракав сросткинскими пирогами (очень вкусные и сытные). На день планы были большие – сплав по реке Катунь на рафтах, к сожалению, не запомнила название тур-фирмы, услугами которой мы пользовались. Ребята отлично организовали сплав, одели нас в гидрокостюмы (река-то горная, холодная), дали спасательные жилеты и каски, провели инструктаж и т.д. Весь сплав был длиной 17 км (2 часа по времени). В маршрут сплава входило посещение водопада, расположенного рядом с «Бирюзовой Катунью». Эмоций масса!!! Всем рекомендую! До этого сплава у меня был опыт рафтинга на реке Мзымта (Краснодарский край, близ Адлера), но сплав по Катуни мне «подарил» гораздо больше впечатлений! Ночь провели в отеле «Рыжий пёс» (г. Горно-Алтайск). В стоимость номера включено: телевизор, чистое постельное бельё, комплект полотенец, одноразовые туалетные принадлежности, Wi-Fi (пароль написан на листе бумаги, который лежит на столе в номере). В жилом домике была кухня, где можно было приготовить еду.
Следующим нашим направление был район Чемала. Остановились на смотровой площадке в "Долине Духов" откуда открывается потрясающий пейзаж на долину реки Катунь. Со смотровой площадки (вход 50 руб.) можно увидеть остров посереди Катуни, в народе прозванный яйцо МТС за сходство из рекламы сотового оператора. Находится в непосредственной близости от Чемальского тракта.
Подвесной пешеходный мост через реку Катунь в Чемальском районе перед селом Еланда. Скальный берег реки, и мост делают необычный пейзаж. Далее едем примерно через 15 км после Чемала (по указателям на село Еланда), слева будет урочище Че-Чкыш - конечная. Ориентир - слева Турбаза. Влево от трассы будет уходить пешая тропа в ущелье Че-Чкыш. Идем вверх по тропе до указателя. На нем стрелки на смотровую площадку и на водопад Бельтертуюк. Идем по стрелки налево на смотровую площадку. Водопад можно наблюдать прямо с моста, под которым он частично проходит. Ориентиром водопада является небольшой автомобильный мостик прямо над водопадом, мимо не проедете, т.к. сразу за мостом дорога заканчивается.
Подвесной автомобильный мост через Катунь в Чемальском районе. Соединяет село Ороктой с дорогой Чемал - Куюс. Построен в 1997 году взамен разрушенного половодьем деревянного моста. Под мостом расположены тельдекпенские пороги. Примерно через 40 км после Чемала будет развилка с указателем: прямо Куюс 10 км, направо Ороктой 12 км. Справа уже виднеется Ороктойский мост.
Тельдекпенские пороги находятся примерно в 38 км от Чемала, чуть ниже устья реки Эдиган. Здесь река Катунь пересекает скальные отроги Куминского хребта. Это одни из самых красивых и протяженных порогов на Катуни, полюбоваться которыми можно с подвесного Ороктойского моста.
Патмос.
•Едем Манжерок → Усть-Сема → Чемал → Впадение Чемала в Катунь, примерно через 600-700 м от трассы направо будет уходить грунтовая дорога, с указателем на Чемальскую ГЭС. Поворачиваем на нее, проезжаем еще 400 м до большой платной парковки. От парковки по накатанной дороге идем вдоль водохранилища до самой Чемальской ГЭС. По пути будет базар с сувенирами и парк аттракционов с колесом обозрения. Идём по тропе через парк «Экстремальных развлечений» и пересекаем р. Чемал по деревянному мостику. На другой стороне поворачиваем налево и спускаемся вдоль Чемала до самой Катуни. Если подняться на ближайший холм, откроется великолепный вид на слияние Чемала и Катуни. Патмос — маленький остров с отвесными скалистыми склонами на реке Катунь. Соединяется с большой землей подвесным пешеходным мостом. Назван в честь небольшого греческого острова Патмос, где когда-то жил и молился святой апостол Иоанн Богослов. Остров был освящен в 1855 году, а в 1915 году на него был перенесен старый Иоанно-Богословский храм из села Чемал. С самого мостика виден высеченный в скале образ Богородицы. Возвращаемся обратно до Элекномара→ «Хребет Дракона». Заезжаем в село Элекмонар. В начале села будет дорожный указатель, направо села Верх Анос, Анос, Аюла и ДПК «Рублевка», поворачиваем по этому знаку на право. Эта дорога через 300 м выведет вас к берегу Катуни, откуда открывается хороший вид на «Хребет Дракона». Рядом будет подвесной мост через Катунь.
Ночевали в базе отдых «Фортуна» (с. Элекмонар). На базе расположены несколько коттеджей повышенной комфортности, ресторан и летнее кафе-бар, беседки и мангальная зона на берегу Катуни. Там же при базе отдыха есть ресторан, где мы ужинами, а том и завтракали. Всё было очень вкусно и достаточно не дорого. В номере есть телевизор, фен, чистое постельное бельё, комплект полотенец, одноразовые туалетные принадлежности. Wi-Fi нет. Далее наш маршрут был построен до Ташанты. Едем по маршруту: Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Белый Бом → Акташ. Семинский перевал. Высочайший перевал на Чуйском тракте. Высота перевала — 1717 м, дорога полностью асфальтирована. В 1956 году на вершине перевала была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. На вершине обустроена большая парковка для туристов, базар с сувенирами, туалет. Следующим перевалом и одним из красивейших перевалов Горного Алтая. Является перевал Чике-Тама́н— горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. На 687 км Чуйского тракта за селом Купчегень, Онгудайского района расположена отвесная стена из прессованного песка - Песчаные осыпи. Стена образовалась при прокладке трассы по берегу Катуни (одно из старых русел реки). В результате эрозии ветров и дождей, а также деятельности туристов, постепенно разрушается, образуя вдоль дороги песчаные осыпи. В данном месте трасса узкая, с одной стороны обрыв к Кануни, с другой — стена. При остановке, соблюдайте правила дорожного движения. Не надо останавливаться прямо на полосе движения, перекрывая проезд. Особенно если идете колонной. Лучше проехать немного вперед, где трасса расширяется, и встать там.
Древние каменные стелы недалеко от села Иня. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Высота более 2 метров. В нескольких метрах от стел находится курган. Проезжаем село Иня. Сразу за селом, на 706 км Чуйского тракта справа в 50 м от дороги будут высокие каменные столбы — оленные камни. Через несколько сотен метров будет еще один каменный столб (баба).
Далее просто необходимо остановиться у места слияния двух рек Чуя и Катунь. На ближайшем горном уступе у Катуни, через который проходит Чуйский тракт, стоит беседка, вокруг которой на деревьях повязаны ритуальные белые ленты и рядом выложены камни в небольшие горки. Перед слиянием Чуя имеет темный мутный цвет. При слиянии Чуи и Катуни происходит смешение двух крупных потоков разного цвета, но не сразу, какое-то время уже единое течение имеет четкую границу между мутной водой Чуи и бирюзовой Катуни. Кроме того, со смотровой площадки над слиянием открывается потрясающая панорама долины рек. Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш) — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Гора с отвесной скалой из белого известняка у реки Чуя. У Белого Бома Чуйский тракт плотно прижимается к отвесной скале и к реке Чуя. В самом узком месте, за селом Белый Бом, стоит обелиск памяти погибшим красногвардейцам. Водопад Ширлак («девичьи слезы») — водопад на правом притоке реки Чуи в Онгудайском районе Республики Алтай. Расположен на 759 км Чуйского тракта, в 50 м от дороги. Высота водопада около 25 м. У водопада на трассе оборудована большая парковка с урнами у подножия водопада стоит информационный щит и деревянный навес.
Ночевали на базе отдыха «Расул» в п. Акташ. В номере есть бесплатный Wi-Fi (логин и пароль на ресепшене), комплект постельного белья и полотенец, душ, горячая вода, телевизор. Перед домиками есть беседка для шашлыка. В большом домике есть собственная кухня с микроволновкой, плитой, холодильником и посудой.
На утром первым метом нашей остановки было небольшое термальное озеро за селом Акташ (справа от дороги, на 797 км Чуйского тракта). В центре бьют термальные источники, вынося на дно озера красивейший голубой ил. Далее мы посетили поля гигантских знаков ряби, образованные древними ледниковыми озерами на месте Курайской степи. Волны степи проходят южнее села Курай. Высота волны превышает 20 м при длине более 200 м. Маршрут: на 826 километре Чуйского тракта, в Курайской степи заезжаем в село Курай и поворачиваем направо в сторону Кызыл-Таш. Проезжаем насквозь село Курай и заезжаем в Кызыл-Таш. В селе проезжаем по мосту через речку Кызыл-Таш, после моста держим направление по накатанной дороге на лево. Едем все время прямо вдоль реки Чуя. Примерно через 5 км после Кызыл-Таш будет мост через Чую, нам на него. Переезжаем мост через Чую и держимся направления на запад. Едем прямо по самой накатанной дороге. Дорога идет через небольшие холмы, то вверх, то вниз - это и есть рябь течения. Чтобы оценить масштабы гигантской ряби течения, нужно забраться повыше на ближайший высокий холм. Через гигантскую рябь течения проходит дорога на альплагерь и ледник Актру. Далее выезжаем обратно на Чуйский тракт и едем в сторону Ташанты. Не доезжаю до Кош-Агача можно посетить жертвенник, который находится непосредственно за селом Ортолык недалеко от Чуйского тракта. Алтайский Стоунхедж. Большие каменные глыбы выстроенные по кругу, в центре жертвенник. На 881 км, между Ортолык и Кош-Агач по левую сторону от трассы увидите деревянный круглый домик, два высоких столба и каменные нагромождения — это наша цель. От трассы пешком метров 100. Камни лежат ровно по кругу, напоминает отдаленно Стоунхендж. Доехали до п. Кош-Агач. Немного по нему прогулявшись, пообедав и ни найдя ничего для себя интересного, кроме связанных из шерсти яка носок, перчаток и варежек, а также пояса из верблюжьей шерсти (купили на центральном рынке), мы повернули обратно. Следующим пунктом нашей остановки служат Марсианские пейзажи - ландшафты, напоминающие своим цветом поверхность Марса. Из-за большого содержания ртути в породах, они имеют различные оттенки красного, от ярко оранжевого до темно бурого. С Чуйского тракта (863 км) поворачиваем с трассы налево на мост в сторону села Чаган-Узун. Грунтовая дорога будет идти прямо вдоль реки Чаганузун. Через 1 км будет развилка, нам нужно держаться дороги ближе к реке, налево. По дороге справа можно будет увидеть яма Беккери (скотомогильник). Вы должны выехать к сухому руслу реки. Переезжаете его. Потом справа будет чабанская стоянка. После этого примерно через 2 км будет отворот дороги налево, в горы, вам надо ехать прямо. Потом увидите, справа еще одну чабанскую стоянку, уже открывается вид на цветные горы, едите дальше по дороге и совсем скоро справа увидите цветные горы — это Марс-1 (вход на территорию платный, 200 руб. с машины). Далее оставляете машину на стоянке (поехать нельзя, т.к. дорогу размыло) и наслаждаетесь пейзажами, уже гуляя пешком. Чтобы подняться на красные горы Марса-1 надо перейти через ручей Кызыл-Чин. От Марса-1 около трех километров вверх по течению речки, в ущелье до Марса-2 (по протоптанной, но довольно узкой дорожке). На Марсе-1 горы только 3-х цветные, поэтому не поленитесь и прогуляйтесь до Марса-2, там они семицветные. На ночёвку вернулись снова на базу отдыха «Расул» в п. Акташ. На следующее утро в п. Акташ поворачиваем с Чуйского тракта налево по указателю на Улаган. Проезжаем знаменитые «Красные ворота» — природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов. Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Через 4 км после Красных ворот будет Мертвое озеро (Чейбек-Коль). Находится в верховьях реки Чибитка на высоте 1949 м. Ходят заблуждения, что в озере опасная концентрация ртути в воде. Однако это не так, ртуть в воде в пределах нормы. Мертвое озеро (местное название - Чейбеккель - вытянутое озеро) - первое из многочисленных озер, расположенных вдоль дороги Акташ - Улаган. Образовалось при запруживании обвалом реки Чибитки. Мертвым называется потому, что в нем никогда не было рыбы. Далее дорога приводит нас на Улаганский перевал - горный автомобильный перевал на 26 км трассы Акташ — Улаган. Самый высокий перевал на Алтае с асфальтовым покрытием, высота 2080 метров. Перевал находится на водоразделе речных долин Башкауса и Чуи. На вершине перевала расположена парковка, туалеты, беседки, на деревьях в огромном количестве повязаны ритуальные белые ленты. Через 30 км после перевала будет крупное село — Улаган. Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на с. Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитых Пазырыкских курганов - древние захоронения скифского периода, расположены недалеко от села Балыктуюль. Внутри могильной ямы помещалась срубленная из бревен погребальная камера с двойными стенками и потолком, внутри которой находился саркофаг (колода) длиной до 5 м, выдолбленный из толстой лиственницы, украшенной резным орнаментом и фигурками реальных и мифических существ. Снаружи камеры находилось конское захоронение с полным комплектом верховой сбруи в соответствии с количеством захороненных коней, число коней в курганах насчитывалось от 7 до 14 голов. Оставшаяся часть могильной ямы засыпалась земляным грунтом, сверху которого сооружался каменный набросок. Большинство курганов были разграблены еще в древности. Были обнаружены мумифицированные тела вождя и его спутницы, скелеты лошадей, сбруи, оружие и предметы быта. Все останки и внутреннее убранство курганов находится в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург).
Продолжаем движение прямо. Эта дорога приведет прямо к перевалу Кату-Ярык. Один из сложнейших автомобильных перевалов Алтая. По сути это крутой спуск с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Кату-Ярык — единственный способ добраться на автомобиле в села Коо и Балыкча, а также проехать к южному берегу Телецкого озера. До этого была крутая конная тропа. В июле 2011 года началось строительство нового, более пологого и безопасного перевала. Его начало будет слева от смотровой площадки Кату-Ярык. Слева от начала спуска будет смотровая площадка на долину реки Чулышман. При спуске с Улаганского нагорья можно проехать примерно 60 км и оказаться у южного берега Телецкого озера, но мы вернулись обратно к п. Акташ, алее по Чуйскому тракту совершили длительный переезд на противоположный берег Телецкого озера.
По дороге забронировали номер на базе отдыха «Горное озеро» (Артыбаш). На базу отдыха мы приехали уже около полуночи. Располагается на берегу Телецкого озера и имеет собственный причал, с возможностью путешествовать по озеру с территории усадьбы. Поесть можно в кафешки на территории базы отдыха, но работает она часов до 20-00. В номере душ с горячей водой, туалет, комплекты постельного белья и полотенец, ванные принадлежности, телевизор, холодильник. На территории базы отдыха работает WI-FI, но качество передачи данных не очень хорошее. На следующий день у нас была запланирована экскурсия по Телецкому озеру, с посещением водопадом и каменных грибов.
Выехали рано утром, нас забрали от базы отдыха и отвезли на причал, где мы пересели на катер и поплыли по Телецкому озеру. Первой остановкой был водопад Корбу (вход 100 руб./чел.), дали свободное время погулять - пофотографировать. Далее поплыли в сторону водопада Киште - находится на восточном берегу Телецкого озера, на территории Алтайского заповедника. Один из крупнейших водопадов на Телецком озере. Увидеть водопад можно только с Телецкого озера с катера, высадка на берег запрещена. Затем был часовой переезд до южного берега Телецкого озера, где нас пересадили на УАЗ («буханки») и 2 часа нас трясло и болтало по дорогам, которые скорее можно было бы назвать направлениями. После такой нелёгкой поездки внутри поменялись местами и взболтались все внутренности, пару раз случались удары головой об потолок (благо дело потолок отделан мягким дермантином). НО!!! Красотища вокруг неописуемая!!! Привезли нас на базу отдыха «Каменный грибы» в урочище Аккурум, откуда нас переправили на дырявой лодке (именно дырявой, т.к. на дно лодки постоянно поступала вода из дыры в полу). Далее началось восхождение к Каменным грибам, которое занимает примерно минут 40, если идти по самой простой тропе, которая имеет самый маленький наклон, но зато и самый длинный путь. Тропика не из лёгких, очень узкая, нет никаких ограждений и довольно проблематично разминуться со встречными туристами, т.к. с одной стороны стена, а с другой – обрыв.
Каменные грибы достигают в высоту до семи метров. Стоящие на тонкой ножке, толщиной не более полметра, эти странные природные сооружения громоздятся неподвижной порослью, создавая потрясающую картинку. Породы, которые отличались максимальной плотностью и твердостью, составили кокетливые шляпки, которые под воздействием воды и ветра обточились, закруглились и приобрели ту форму, которую мы можем созерцать сегодня. Ножки же были созданы из рыхлых горных пород, которые быстрее подвергались деформации и разрушительному воздействию времени, вот почему они оказались такими тонкими по сравнению с мощными шляпками. Обратный спуск ещё более сложный, чем подъём. В нашей группе из 24 человек 4 повредили колени и локти, раны были до крови, из-за небольших падений на тропе. После спуска нас снова посадили в УАЗики и спустя 2 часа тряски и болтания мы наконец-то оказались у нашего катера, который отвёз нас на причал, откуда мы уже вернулись в свой номер в «Горном озере», где и заночевали ещё одну ночь. На следующий день мы позавтракав отправились в обратную дорогу, т.к. отпуск уже подходил к концу. Ехали до Барнаула остановкой у с. Сростки, где поднялись к памятнику В. Шукшина. Затем, уже ближе к вечеру, приехали в сам Барнаул, переночевали в маленьком отельчике, недалеко от аэропорта и на утро поехали в аэропорт Барнаула на рейс, который отвезёт нас домой. Природа у нас в стране великолепная, потрясающая. Конечно сервис хромает, но на это не стоит вообще обращать внимание, ведь не за сервисом надо ехать в такие места как Алтай, а за невероятными пейзажами, от которых дух захватывает.
О стране «Россия»
Природа
Наличие интересных экскурсионных объектов
Оцените отзыв
5.0
14 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Комментарии
(6)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Андрэ (Москва)
25.08.2016 00:19
Завидую активным туристам, которые могут увидеть невероятно красивые места, находящиеся вдалеке от "цивилизации". Для меня слова "сплав", "рафтинг", "УАЗик" звучат угрожающе:) Искренне рада за Вас, Татьяна! С отличным путешествием!
Оля
26.08.2016 06:08
Десятки раз были в Горном Алтае,до Кош-Агача и Монгольской границы только муж доехал-я пас! ненавижу дальние переезды.Алтай-прекрасен!!! Но и для меня слова "сплав","рафтинг"-звучит угрожающе.Только со стороны всегда наблюдаю за этими смельчаками.Спасибо Татьяна за очень интересное повествование! Всё очень и очень знакомо-буквально на днях во многих этих местах снова побывали.