Высоцкий монастырь.
Январь 2015
дата поездки
09.04.2015
написано
Высоцкий монастырь.
Доброго всем времени суток))
Хотелось бы рассказать про поездку выходного дня(благо ехать не более 10 минут на машине)) ) в Высоцкий мужской монастырь... Даже не про поездку(что про неё рассказывать)) ,а про сам монастырь и его историю).
Итак...)) .... Серпуховский Высоцкий монастырь был основан в 1374 году устроением серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата и сподвижника великого князя Дмитрия Донского. Князь Владимир избрал для обители возвышенность к югу от Серпухова на левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, и обратился за благословением к самому преподобному Сергию Радонежскому, духовный авторитет которого в то время уже был чрезвычайно велик. Преподобный лично прибыл в Серпухов.
Место, избранное под новую обитель, называлось Высоким, поэтому и сам монастырь получил название Высоцкого. Руководство обителью Радонежский чудотворец поручил одному из своих любимых учеников - Афанасию Старшему.
Князь Владимир Храбрый не жалел средств для благоукрашения обители. Сразу после основания в монастыре выстроили первый храм, посвященный Зачатию Пресвятой Богородицы.
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года объединенное русское войско под командованием Дмитрия Донского одержало великую победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле. Громадная заслуга в этой исторической победе принадлежала князю Владимиру Храброму, который возглавлял засадный полк и в решающий момент сражения ударил по врагу, обратив его в бегство. В память о победе и в благодарность Небесной Владычице по возвращении домой князь Владимир воздвиг в Высоцком монастыре обширный каменный Зачатьевский собор, заменивший прежний деревянный, и трапезную палату с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый храм был поставлен над братской могилой воинов-серпуховичей, сложивших головы в кровавой сече.
Важной особенностью жизни Высоцкого монастыря было его пограничное положение на южных рубежах великого княжества Московского. Вплоть до XVII века река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и Степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие государство от разорительных набегов неспокойных южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения. В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш напал на Русь, чтобы заставить ее снова платить дань Орде. В ходе его нашествия были разрушены Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и другие города. Москва находилась в осаде. Расположенный рядом с Серпуховом Высоцкий монастырь также был опустошен.
Полувоенное положение обители сказывалось и на ее жизни. После яркой эпохи трех первых настоятелей в монастыре на долгое время затихает глубокая внутренняя жизнь. Да и с точки зрения внешнего благолепия, XV-первая треть XVI века не были временем монастырского процветания: могучая ктиторская поддержка обители прекратилась со смертью Андрея Храброго.
Начиная с эпохи Ивана Грозного хозяйственная жизнь монастыря снова налаживается. Первый царь всея Руси трижды - в 1556, 1570 и 1574 годах - посещал обитель на Высоком. Богомолья государя сопровождались богатыми вкладами и предоставлением различных льгот. К середине XVI века Высоцкий монастырь обладал четырьмя погостами, 89 деревнями, бором. Борис Годунов также жаловал обитель. Но царские милости временами меркли перед грозой неумолимых нашествий иноземцев. Особенно трудным для Высоцкого монастыря стал конец XVI-начало XVII веков.
На рубеже 1560-70-х годов страну косила эпидемия чумы, свирепствовал голод. В 1571 году обитель на Высоком, как и вся серпуховская округа была разорена и сожжена войсками татарского хана Девлет-Гирея, который дошел до самой Москвы, устроив там небывалое опустошение.
Невзгоды XVI века привели к обветшанию древнего Зачатьевского собора, выстроенного в 1381 году. Вместо него возвели новый храм, который сохранился до наших дней.
На смену грозным временам Ивана Грозного пришла не меняя напряженная эпоха Смуты. В 1609 году в монастыре хозяйничали интервенты-поляки, а спустя девять лет - лихие запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Скорее всего, обители досталось и во время нападения на Серпухов ногайских татар в 1614 году.
Возрождение монастыря началось при первых государях из династии Романовых при их непосредственном участии. Царские грамоты 1614 и 1621 годов подтвердили прежние льготы. В 1627 и 1628 годах Патриарх Филарет, отец царя Михаила, пожертвовал в монастырь книги, деревянный крест и деньги. В середине XVII столетия по распоряжению государя Алексея Михайловича и на пожалованные им средства приступили к возведению монументальных крепостных стен с башнями. А на рубеже XVII-XVIII веков в монастыре, получавшем тогда щедрые вклады от бояр Нарышкиных, к которым принадлежала вторая жена Алексея Михайловича Наталья, мать Петра I, широко развернулось новое церковное строительство. Тогда частично перестроили Зачатьевский собор, возвели ныне существующий четверик Покровской церкви.
В середине XVIII столетия монастырь был крупным вотчинником. Он владел 3000 душами крестьян, селами, деревнями, мельницей на реке Наре, двумя часовнями, деревянным подворьем в Москве. В конце XVII - начале XVIII веков к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховский Владычный монастырь.
Все это грандиозное хозяйство рухнуло в одночасье, когда императрица Екатерина II провела свою знаменитую секуляризацию. В 1764 году обитель на Высоком лишилась вотчин, была отнесена к 3-му монастырскому классу (ниже по своему статусу были только так называемые заштатные монастыри), и с тех пор существовала на довольно скудное казенное содержание и пожертвования. Правда к середине XIX столетия ее положение заметно улучшилось. Братия не бедствовала, возводились новые постройки. В 1823-1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель именно здесь предрекший скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 год, восшествие на престол Николая I.
Продолжались масштабные строительные работы, осуществлялись росписи храмов Однако количество монашествующих, положенное по штату, было невелико. К началу XX века в обители проживали архимандрит-настоятель, 6 иеромонахов, 4 иеродьякона, 3 монаха и 12 послушников.
Грянула революция. В течение года (с ноября 1918 года но конец 1919 года) в стенах монастыря размещались латышские стрелки. После их ухода часть монастырской территории была передана концлагерю. Когда в 1920-х годах во Владычном монастыре разместилось военное училище, около 100 монахинь поселились в настоятельском корпусе и подсобных помещениях. В 1928 году горькая участь закрытия постигла и Высоцкий монастырь. Какое-то время в его стенах теплилась монашеская жизнь, а Покровский храм действовал как приходской, но и эти последние островки христианского благочестия вскоре были поглощены безбожной пучиной. С 1930-х годов в помещениях обители располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. Часть построек была утрачена.
Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда Священный Синод принял решение о восстановлении монашеской жизни на Высоком. 10 апреля 1991 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий постриг трех первых насельников. Настоятелем монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов). 24 сентября 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Афанасия Младшего, которые были помещены в раку, установленную в Покровском храме Упорными трудами братии под руководством архимандрита Иосифа, а с февраля 1999 года игумена Кирилла (Костикова) монастырь вновь засиял путеводной звездой для всех ищущих Христа.
лавной постройкой монастыря является летний соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. Существующий ныне собор относится к середине - второй половине XVI столетии.
Собор имеет вид правильного квадрата. Двухсветный четверик пятиглавого крестово-купольного четырехстолпного храма поставлен на высокий подклет, в кладку которого вошло основание храма-предшественника. К восточной стороне примыкает трехчастный алтарный выступ - апсида, имеющая уникальный граненый облик с узкими щелевидными окнами. С южной, западной и северной сторон вокруг собора идет крытая двухъярусная каменная паперть в виде обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Первоначально для входа на галерею были устроены с трех сторон каменные лестницы, но уже к началу XX века сохранялась лишь одна из них (с двойным сходом) - на юго-западной стороне собора. Нижняя часть собора когда-то служила усыпальницей. Фасады четверика расчленены лопатками на три прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В конце XVII - начале XVIII веков на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: при этом изменили своды и наладили четырехскатную кровлю. До революции храм неоднократно расписывался.
После вызванного закрытием монастыря запустения, царившего большую часть XX века, с 1995 года в Зачатьевском соборе начались полноценные восстановительные работы. 25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, состоялось великое освящение собора. Чин совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении нескольких архиереев.
Покровская церковь - второй по времени основания храм Высоцкого монастыря. Древнейшая Покровская церковь с трапезной была построена в 1381 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, вернувшийся после Куликовской битвы, щедро одарил монастырь и пожаловал средства на возведение его первых каменных построек. Однако внешний вид этого храма неизвестен. Как и Зачатьевский собор, он был разобран в XVI веке Новое здание Покровской церкви появилось после нападения крымского хана Мухаммед-Гирея 1571 года. Храм выстроен из кирпича на высоком подклете в котором размещались теплый погреб кузница хлебная угольная Здание представляло собой большую одностолпную палату соединенную галереей с Зачатьевским собором. В 1697 году на средства Нарышкиных, в то время сильно благоволивших монастырю, Покровская церковь была перестроена в популярной тогда стилистике московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями, что также представляет собой характерную черту русского каменного зодчества XVII столетия. Барабан главы и фасады церкви украшали изразцы, на некоторых из них находились изображения двуглавого орла. Одновременно с перестройкой 1697 года стараниями царского спальника князя О. В. Засекина устраивается иконостас. В начале XIX века храм был снова перестроен, уже в стиле классицизма. Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки с северо-восточной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
К моменту передачи Высоцкого монастыря Русской Православной Церкви храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находился в плачевном состоянии. Купола не существовало, стены пересекали многочисленные трещины, местами зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась прогнившим железом. С 1992 года началась упорная работа по восстановлению храма Уже 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы а 8 сентября 1994 года - престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь была увенчана тремя шатрами, которые отделялись от нижних ярусов двумя рядами кокошников. К 1727 году она обветшала, и на ее месте выстроили новую одноименную. Однако эта постройка тоже оказалась недолговечной, просуществовав немногим более ста лет В 1840 году на том же месте была построена сохраняющаяся доныне надвратная церковь-колокольня во имя Трех Святителей.
Этот храм, созданный в стиле ампир, является доминантой всего монастырского архитектурного ансамбля, объединяя его в единое целое. Квадратный в плане первый ярус имеет три арочных проезда, центральный из которых - Святые ворота. Второй ярус - крестообразная в плане Трехсвятительская церковь. Ее выступающие объемы оформлены пилястровыми портиками с аттиками и фронтонами На третьем ярусе находится восьмигранная башня колокольни с арочными проемами звонов и декоративными глухими нишами. Свод третьего яруса украшают башенные часы, выходящие на четыре стороны. Надвратная церковь во имя Трех Святителей была освящена в 1843 году выдающимся деятелем Русской Православной Церкви митрополитом Филаретом (Дроздовым). Сохранились сведения, что до закрытия монастыря на колокольне находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил 721 пуд.
Именно в Трехсвятительском храме начались первые ежедневные богослужения после возрождения обители в 1991 году. В 2004 году была проведена внешняя реставрация церкви-колокольни.
Церковь Всех Святых весьма примечательна как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настоящего времени новые храмы в обители не возводились, производилась только реставрация уже существующих.
Решение о строительстве каменных стен вокруг Высоцкого монастыря было принято в окружении царя Алексея Михайловича, второго государя из династии Романовых. Помимо общегосударственных стратегических целей, за этим решением стояла практическая необходимость. Несмотря на продвижение России на юг, центральные уезды страны все еще не были в безопасности - крымские татары продолжали опустошительные набеги.
Стены Высоцкого монастыря представляли в плане неправильный четырехугольник, сжатый с юго-востока и северо-запада. По углам располагались четыре башни. Существовала и пятая - полубашня, находившаяся в середине северного прясла стены. Общая протяженность стен составляла 510 метров Нижние их части сложены в комбинированной технике с преобладанием в кладке белого камня, остальные - целиком из красного кирпича. Стены были достаточно мощным оборонительным сооружением, выстроенным с расчетом на использование крепостной артиллерии и способным выдерживать серьезную осаду. Они имели три яруса боя: подошвенный, средний и верхний. Угловые многогранные башни, как и стены, сложены из белого камня с кирпичными вкраплениями в нижней части, а в верхней - из большемерного кирпича. Поскольку башни являются важнейшими составляющими в деле обороны, им уделялось особое внимание. Они построены значительно выступающими за плоскость стен, что позволяло вести фланговую стрельбу и затрудняло приближение противника на близкое расстояние. Башни были узловыми элементами всей укрепленной системы, соединявшими стены в единое целое.
Многие монастыри в определенные периоды истории становились местами ссылки неугодных или даже больше того - настоящими тюрьмами. Тем больше шансов было у той или иной обители превратиться в тюрьму, чем серьезнее она была укреплена. Не избежал подобной участи и Высоцкий монастырь. В XVII-XVIII веках в монастырских башнях томились государственные преступники; некоторые из них содержались «в железах», т. е. в оковах. В советский период большая часть монастырских стен была разрушена. Последовательные работы по их восстановлению начались в 2004 году. В 2005 году были заново выстроены две башни и северо-западная часть стены.
Иконы монастыря:
Один из самых известных в нашем Отечестве образов Пресвятой Богородицы, прославленный исцелениями от страстей пьянства, наркомании, курения и других недугов души и тела, — образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Одна из самых древних святынь Высоцкого монастыря - икона Георгия Победоносца, XV век.
Икона Божией Матери "Взыскание погибших".
Икона была передана Высоцкому монастырю Серпуховским Историко-Художественным музеем 18 мая 1997 года.
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
В Серпуховском Высоцком монастыре икона "Всех скорбящих Радость" находится в храме Преподобного Сергия.
В Никольском храме Высоцкого монастыря находится резной образ святителя Николая "Никола Можайский" XIV века с живописными клеймами XVII века.
И напоследок)) Кому не очень захочется читать длинную историю монастыря,приведу коротенькую хронологию:
1374. Основание преподобным Сергием Радонежским Высоцкого монастыря по просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича. Возводится первый храм - в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
1380. Куликовская битва.
1381. Строительство каменных Зачатьевского храма и трапезной с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1382. Первый настоятель монастыря, игумен Афанасий Старший, навсегда покидает обитель и отправляется в Константинополь. Хан Тохтамыш, устремившийся к Москве, сжигает Серпухов.
1408. Хан Едигей опустошает обитель.
1556. В монастырь впервые приезжает царь Иван Грозный.
1571. Сожжение монастыря войсками крымского хана Дивлет-Гирея.
1609. В обители хозяйничают поляки.
1614. Начало возрождения монастыря после событий Смуты.
1627/28. Патриарх Филарет жертвует в монастырь книги, деревянный крест и деньги.
1764. Обитель лишается всех земельных угодий и переводится в разряд третьеклассных монастырей.
1902. Выходит в свет обширное иллюстрированное описание обители.
1918. Часть монастырских построек передается в распоряжение советского государства.
1928. Упразднение монастыря.
1931. Закрывается последний монастырский храм, с 1928 года действовавший как приходской.
1991. Возрождение монашеской жизни.
1991. Обретение мощей преподобного Афанасия Младшего.
Приезжайте в Серпухов...))
Ссылочка на красивейшее(жаль,что не моё) видео по Высоцкому монастырю - http://www.youtube.com/watch?v=uEK-nOQy1P8
О стране «Россия»
О курорте «Серпухов»
Природа
Наличие интересных экскурсионных объектов
Питание (рестораны, кафе)
Ночная жизнь
Шопинг (магазины, рынки)
Оцените отзыв
5.0
24 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(21)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет
за такой познавательный и интересный отзыв!!!!!
Андрэ (Москва)
02.02.2015 05:12
Олег (Серпухов)
02.02.2015 11:25
[quote][b]Машенька[/b]
за такой познавательный и интересный отзыв!!!!! [/quote]

Вам спасибо,Машенька)))
Олег (Серпухов)
02.02.2015 11:26
[quote][b]Андрэ[/b]
[/quote]

Эллен (Москва)
02.02.2015 15:37
Спасибо! С историей у меня - большие пробелы, так что многое для меня очень познавательно!
Олег (Серпухов)
02.02.2015 16:28
[quote][b]Эллен[/b]
Спасибо! С историей у меня - большие пробелы, так что многое для меня очень познавательно! [/quote]

Спасибо,Эллен))
спасибо! вот и у меня пробелы))) - хорошо, что часть их них, благодаря Вашему рассказу ликвидированы!
Олег (Серпухов)
02.02.2015 17:34
[quote][b]Елена April[/b]
спасибо! вот и у меня пробелы))) - хорошо, что часть их них, благодаря Вашему рассказу ликвидированы![/quote]

Олег (Серпухов)
02.02.2015 23:31
Ольга (Москва), Natalia & Alex (Солнечногорск) , Свет*лана (Ростов-на-Дону), спсибо вам большое)))
Ольга (Москва)
03.02.2015 15:01
Олег, спасибо вам!) Приятно было узнать еще об одном чудесном месте на просторах нашей Родины, где воссоздаются духовные обители и возрождается история, некогда утраченная, что особенно важно сейчас. Когда в "просвещенной" Европе по причине разгула "свободы и демократии", люди утрачивают интерес к святым местам, отказываются от традиционных ценностей, забывая о Боге. Из церквей все чаще делают кафе, клубы для скейтбордистов, бардели, в лучшем случае - жилые дома. В результате человек, не заметно для себя превращается в животное, утрачивая человеческий облик. И не дай Бог нам докатиться до этого... Вы - большие молодцы, что пишите об этом) Отдельное спасибо за историю, которую как здесь многие отметили, мы не знаем... Фото интересные - иконы редкие, необычные...
Олег (Серпухов)
03.02.2015 15:52
[quote][b]Ольга[/b]
Олег, спасибо вам!) Приятно было узнать еще об одном чудесном месте на просторах нашей Родины, где воссоздаются духовные обители и возрождается история, некогда утраченная, что особенно важно сейчас. Когда в "просвещенной" Европе по причине разгула "свободы и демократии", люди утрачивают интерес к святым местам, отказываются от традиционных ценностей, забывая о Боге. Из церквей все чаще делают кафе, клубы для скейтбордистов, бардели, в лучшем случае - жилые дома. В результате человек, не заметно для себя превращается в животное, утрачивая человеческий облик. И не дай Бог нам докатиться до этого... Вы - большие молодцы, что пишите об этом) Отдельное спасибо за историю, которую как здесь многие отметили, мы не знаем... Фото интересные - иконы редкие, необычные...[/quote]

Спасибо Вам))
Интересно !!!
[quote][b]Ольга[/b]
Олег, спасибо вам!) Приятно было узнать еще об одном чудесном месте на просторах нашей Родины, где воссоздаются духовные обители и возрождается история, некогда утраченная, что особенно важно сейчас. Когда в "просвещенной" Европе по причине разгула "свободы и демократии", люди утрачивают интерес к святым местам, отказываются от традиционных ценностей, забывая о Боге. Из церквей все чаще делают кафе, клубы для скейтбордистов, бардели, в лучшем случае - жилые дома. В результате человек, не заметно для себя превращается в животное, утрачивая человеческий облик. И не дай Бог нам докатиться до этого... Вы - большие молодцы, что пишите об этом) Отдельное спасибо за историю, которую как здесь многие отметили, мы не знаем... Фото интересные - иконы редкие, необычные...[/quote]

Отличные слова! Лучше не скажешь!
Олег (Серпухов)
04.02.2015 15:34
[quote][b]Ирина[/b]
Интересно !!! [/quote]

Олег (Серпухов)
04.02.2015 15:35
[quote][b]Ольга( Тропиканка)[/b]
[quote][b]Ольга[/b]Олег, спасибо вам!) Приятно было узнать еще об одном чудесном месте на просторах нашей Родины, где воссоздаются духовные обители и возрождается история, некогда утраченная, что особенно важно сейчас. Когда в "просвещенной" Европе по причине разгула "свободы и демократии", люди утрачивают интерес к святым местам, отказываются от традиционных ценностей, забывая о Боге. Из церквей все чаще делают кафе, клубы для скейтбордистов, бардели, в лучшем случае - жилые дома. В результате человек, не заметно для себя превращается в животное, утрачивая человеческий облик. И не дай Бог нам докатиться до этого... Вы - большие молодцы, что пишите об этом) Отдельное спасибо за историю, которую как здесь многие отметили, мы не знаем... Фото интересные - иконы редкие, необычные...[/quote]
Отличные слова! Лучше не скажешь![/quote]

Спасибо))
irinus (н.новгород)
04.02.2015 16:21
Очень познавательно!
Олег (Серпухов)
04.02.2015 18:25
[quote][b]irinus[/b]
Очень познавательно! [/quote]

Спасибо))