Отель Sheraton расположился напротив комплекса правительственных зданий. Тогда мы не знали об этом, и поехали в центр, и когда же вернулись обратно в знакомые места, были приятно удивлены. Несмотря на 5*, в сервисе есть недостатки: мы долго ждали носильщика, машину в подземном парке приходится парковать самому, да и сам паркинг спроектирован под леворульную машину, поэтому въезд был сложен и неудобен. Парковка дорогая – 300 рублей за ночь. Нет бесплатного Wifi, в номерах обстановка выглядит сильно изношенной. Отель ориентируется на деловых туристов, поэтому в начале января мы проживали практически в одиночку. На первом этаже есть неплохой бар и ресторан, где по вечерам живая музыка. Мы не стали искать приключений в городе ночью и вполне неплохо поужинали в отеле. Я до глубокой ночи изучал наш маршрут на оставшийся участок дороги, и пил пиво, а после этого принялся клеить крышку фотоаппарата, которую разбил за два дня до этого. Нужно было купить новую крышку – тюбик супер клея лопнул, и он вытек на мой объектив. Мораль проста – скупой платит дважды – вместо покупки новой крышки за 100 рублей, я купил новый объектив за… за гораздо большие деньги.Завтрак в отеле Sheraton на очень высоком уровне. Я впервые за всю поездку съел вкусную кашу. Нас снова ждал Йоханесбург – в третий раз за путешествие. Музей Апартеида был открыт достаточно давно, но лишь за пару недель до нашего приезда кардинально обновил и дополнил экспозицию, после смерти Манделы большая часть его личных вещей была передана именно в этот музей. Фотографирование и видеосъемка запрещены, что несколько омрачает впечатление от посещения сего заведения. Напротив музея – Gold Reef City – южноафриканский аналог Диснейленда, посещение которого обойдется Вам в 350 рублей (все аттракционы включены в стоимость). В 13.00 развлечение пришлось прервать – нас ожидал рейс SA357 до Кейптауна на Боинг 737-800. В уже знакомом «O.R.Tambo» все процедуры прошли без проблем, в этот день аэропорт выглядел пустым и унылым. Мы взлетели в 17.30, с опозданием на полчаса, были какое-то проблемы с запуском двигателей, судя по В полете неплохо кормили, за два часа я успел посмотреть фильм и сделать дорожные заметки. На снижении я заметил впереди грозовой фронт из кучево-дождевых облаков. Помню, в летной школе нам категорически запрещали к ним приближаться, причем настолько серьезно запрещали, что эта мысль очень крепко засела где-то под коркой моего головного мозга. Самолет стремглав влетел в эти черно-синие облака. Такой болтанки я не ощущал с 1 июня прошлого года, когда я на своей Cessna влетел во фронт в районе Домодедово. Мои соседи изрядно нервничали, вцепившись руками в свои кресла. Самолет то проваливался вниз, то резко набирал ввысь, его кидало влево, вправо, достаточно хаотично. Не знаю, но я был уверен в успешной посадке, как-то даже и не испугался. Зато мои спутники этот полет заполнили надолго. Заход в ВПП осуществлялся со стороны гор, поскольку сильный ветер дул с океана. Кейптаун встретил нас промозглой погодой и унылыми пейзажами. Мы долго ждали багаж в пустом аэропорту. На выходе меня остановил полицейский, который решил досмотреть мой багаж. В моей жизни такой досмотр был впервые, пожалуй, это был самый неприятный момент в путешествии. Правда, распаковать мои сувениры из Зимбабве я им не позволил, предупредив, что они будут запаковывать все, что распакуют. Далее я показал им свое университетское удостоверение, добавив, что работаю в полиции России. Полицейский несколько изменился в лице, хотя я не уверен, что он поверил мне на 100%. В любом случае, досмотр он прекратил и мы продолжили наш пусть на стоянку Avis, где за 500 америкосовских баксов на неделю взяли дизельную Toyota Fortuner.20 минут – и мы в центре Кейптауна. Узкие улочки, большое количество светофоров, нищие люди на каждом углу, причем белые! Тем не менее, город показался мне более благообразным, чем Йобург и Претория.В Кейптауне огромный выбор отелей на любой вкус, цвет и бюджет. Дешевле жить в городе, хотя, некоторые «мажоры» специально выбирают себе более дорогие гостиницы на набережной. Мы выбрали отель «Taj», номер 804, который был просто шикарен. Особенно впечатляет стеклянная стена с рулонной шторой между спальней и ванной комнатой. На втором этаже можно поплавать в большом бассейне, попариться в финской сауне. На лобби 24х часовой бар и ресторан Mint, где мы отужинали в первый вечер. Порадовали бесплатная парковка, причем твою машину отвозят и привозят к тому времени, когда тебе нужно сотрудники отеля. Скорость Интернета через Wifi была самой высокой за всю поездку по странам Африки. Резюме – недорого и очень достойно.Программа в городе была очень насыщенной. Завтрак все в том же Mint был очень кстати. Из минусов – с 8 до 9 утра не хватает столиков в ресторане, многие кушают в баре, на лобби и просто на диванах на ресепшене. Одна из главных достопримечательностей города – набережная Виктории и Альфреда, где еще 20 лет назад была промзона. Мы купили билеты на остров Robben – именно здесь 18 лет провел за решеткой Нельсон Мандела. В день отправляются три круиза – в 8.00, 12.00, 16.00. Рейс обслуживает одно судно Nelson постройки 1965 года. На сегодня, 6 января, билетов не было, мы забронировали путешествие на следующее утро (билет 500 ZAR). Вторая и не менее популярная достопримечательность, символ города – Столовая гора (от слова «стол», по-английски звучит как «table mountain»). Она была закрыта. Забегу вперед и скажу, что все три дня, что мы были в городе, гора была закрыта. Имеющая форму круглого стола, гора притягивает к себе облака, которые просто «ложатся» на нее и остаются там надолго. С горы, если верить моим источникам, открывается панорамный вид на город. Мы его не увидели, но… что ж, видимо, «так легла фишка». Поскольку в городе было пасмурно, мы решили посмотреть его достопримечательности на следующий день, после экскурсии на остров, а сегодня прокатиться на мыс Доброй Надежды.По пути, можно посмотреть и другие туристические места. Первое из них – портовый городок Simons Town, в 30 км к югу от Кейптауна. Здесь находится самая большая в Африке колония пингвинов и валуны на пляже. И если по первой достопримечательности все здорово, то «камни» не стоят тех денег, которые стоит билет для их посещения. Не радовала погода – было очень ветрено, холодно, +15, периодически шел дождь.Далее все машины едут по одной дороге вдоль берега до заповедника Table Mountain. Здесь расположены два мыла – Cape Point (мыс Точка) и Cape of Good Hope (мыс Доброй Надежды). Еще в России я обратил внимание, что во всех авторитетных изданиях почему – то всегда больше информации о первом мысе, и практически нет ничего о так раскрученном в России мысе Доброй Надежды. Только приехав сюда, я понял, в чем дело. Мыс Точка – шикарное место на красивой горе у обрыва, есть подъемник, туристический офис. Если по хребту пойти вглубь океана 20 минут, то увидишь еще один маяк, заброшенный бункер и потрясающие виды первого маяка. При плохой погоде здесь получились отличные фотографии, я представляю, что бы было при хорошей погоде. Теперь разобью несколько мифов о Мысе Доброй Надежды. Первый – это не самый популярный мыс в ЮАР, первенство у Cape Point. Второй – он не самый красивый, опять же победитель здесь Cape Point. Это не самая южная точка Африки, и здесь не сливаются Атлантический и Индийский океаны – речь идет о мысе Игольном, которым мы посетим через пару дней. Резюме – на мысе Доброй Надежды каменистый пляж и табличка о том, где ты находишься. Пейзажная ценность незначительна, фотографии обычны.Обратный путь до Кейптауна имеет смысл продолжить по панорамной дороге Chapman’s Peack Drive, правда, стоит это делать в хорошую погоду. Нас же ждали виды в дымке, тумане, сопровождаемые дождем, ветром и холодом. Если проехать по дороге до самого конца, то ты въедешь в Кейптаун со стороны… Столовой горы…. Ужинали мы в одном из самых известных ресторанов Кейптауна в отеле Victoria и Alfred, который, к слову сказать, оказался на достаточно среднем уровне.Рождество мы отметили до его наступления, и рано легли встать. Это было обоснованным решением, поскольку утром нас ждал тур на остров Роббен. Уже в 7.20 утра мы были на набережной, где после прохождения личного досмотра, прошли на пристань в ожидании рейса на остров. Всех ждал неприятный сюрприз – судно «времен Ленино» не соизволило завестись, а починить его быстро не получилось. В 8 утра всем объявили, что сегодня туров не будет, а ближайшие билеты были доступны на 10 января, когда мы уже планировали быть в Дурбане. В сочетании с закрытой Столовой Горой впечатление о Кейптауне значительно испортилось. Еще час пришлось простоять в очереди, чтобы сдать билеты. Радовала лишь хорошая, солнечная погода, которая в тот день установилась в Кейптауне. Мы посетили музей золота Африки и несколько других известных достопримечательностей – ХХХ (см. путеводитель).На вечер мы забронировали столик в индийском ресторане в нашем отеле, который, по данным TripAdvisor, входит в ТОП-20 лучших ресторанов ЮАР. Было бы странно, если бы индусы в своем отеле сделали плохой ресторан. Но наше бронирование в базе не значилось. После небольшого диалога столик нам без проблем нашли, и мы действительно оценили уровень сего заведения.8 января нам предстоял долгий путь – мы планировали посетить могилу Нельсона Манделы, далее 300 километров до самой южной точки Африки – мыса Игольного, где сливаются воедино Атлантический и Индийский океаны. И это не финал: еще 250 километров – до Mossel Bay - устричной столицы Африки. Кейптаун все еще не радовал нас погодой и закрытой Столовой горой. Что ж, видимо, такова Судьба.Родная деревня Нельсона Манделы находится в 100 км на восток от Кейптауна. К сожалению, увидеть его могилу нам не удалось, еще на подступах к его дому дежурят бойцы регулярной армии ЮАР, которые разворачивают все машины НЕ местных жителей. Мы взяли курс на прибрежный городок Hermanus, где начинается знаменитая на весь мир Дорога Садов. В этих местах она еще не так впечатляет, как в районе Mossel Bay. Но здесь есть очень интересная экскурсия – остров китов, где обитает самая большая в регионе колония китов. Сюда мы тоже не попали – не сезон. Фортуна в тот день, видимо, отдыхала на другом краю Африки. Еще 120 километров по Дороге Садов позволили мне сделать вывод, что трасса не оправдывает своего названия – просто не красиво, обычная дорога, не более. Путеводители пестрят статьями о значимости Дороги Садов, но я был разочарован, если честно. С трассы на юг идет проселочная дорога прямо до мыса Игольного. Но есть одно «но» - местами дороги просто нет. Можно поехать в объезд, но это +200 км. Именно в эти минуты я оценил, что переплатил пару тысяч рублей, но взял внедорожник. На одном участке горная река размыла бруствер дороги и затопила ее. Машин за десятки километров нет. Здесь-то я вспомнил многочисленные истории из Интернета об опасных местных жителях, которые устраивают в таких местах засады на богатых туристов. Но моя Тойота Фортунер выполнила эту задачу на крепкую пятерку – на пониженной передаче, по колесо в воде, практически вброд, мы пересекли эту реку. Очень помог воздухозаборник, выведенный под крышу машины. Причем, в ЮАР все такие Тойоты Фортунеры, как будто водители таких машин все время пересекают реки и болота. А вот пейзажи в этих местах потрясающие, хочется остановиться через каждые сто метров. Из живности, очень много леопардовых черепах, причем крупных.На мысе Игольном туристов встречает красавец – белоснежный маяк, в котором есть слабенький музей. Мы оставили машину и прогулялись вдоль Индийского океана по мощеным тротуарам. Вашему вниманию открывается великолепная береговая линия. Главная цель любого туриста в этих местах – монументальный камень, где красуется надпись «Слева – Индийский океан, справа – Атлантический». На камнях ровно напротив камня сидела пара: чернокожий парень и белая девушка. Это было так символично, как будто ты увидел воочию процесс смешения двух океанов. И даже такого циника как я «пробило» на романтику. У маяка есть неплохие кафешки, но удивительно, что в них нет нормальных морепродуктов (все замороженные).
Далее мы продолжили путь по асфальтированной дороге через небольшие южноафриканские города – в такие моменты смотришь на жизнь по-другому. Красивые и молодые парни и девушки живут в откровенной нижете, без надежды вырваться из этого порочного круга. В ЮАР бедность находится на отметке 30% от числа жителей страны. И это считается нормальным для Африки – в Зимбабве, например, 70% населения страны откровенно бедствует. 250 километров в пути мы провели делясь впечатлениями друг с другом о поездке в Африку. А для ночевки выбрали отель African Ocean Manor on the Beach – шикарный люксовый коттедж на 10 номеров с видом на Атлантический океан в городе Mossel Bay. Номера обставлены дорогой мебелью в классическом стиле. В каждом номере балкон с видом на океан, ванная комната с ретро-ванной и душем. Все рестораны находятся здесь на другом конце города – Central Point. Владелец отеля очень нам рекомендовал рыбный ресторан Kingfisher, куда мы не попали (я уже не удивлялся в этот день ничему). Он был похож на столовку на берегу моря с деревянными столами и скамейками вместо стульев. Если проехать чуть дальше, увидишь кафе Ponto Grille, где мы отведали самый невкусный стейк за всю нашу африканскую поездку.
Завтрак в отеле не соответствует его уровню: тебе подают безвкусную кашу и омлет, а также чай с тостом и баночкой варенья. Погода не радовала – шел дождь, дороги плотно окутала пелена тумана. На перевале в сторону Qutdhorn – страусиную столицу мира, - средняя скорость перемещения авто составляла 20 км/ч, а видимость была не более 50ти метров. Когда-то страусиные перья с местных ферм стоили 1 к 1 с золотом, а поставки были по всему миру – на карнавалы в Бразилию, Францию, Перу и многие другие страны. С годами империя явно завяла, и город переключился на туризм, но, после прихода Манделы к власти, администрация города решила «тряхнуть стариной» и «вспомнить молодость»: фермерам, разводящим страусов, выдали целевые беспроцентные кредиты, а весь товар покупало государство для последующей перепродажи. Но страусиных ферм действительно много – на каждом перекрестке города красочные указатели так и заманивают тебя на экскурсию.Первое, что стоит посетить – пещеры Канго (Cango Caves), 20 км на север от города. Здесь Вам предложат два тура – classic и adventure. В первом случае Вы прогуляетесь в пещеру с туристической группой и посмотрите на сталактиты и сталагмиты; во втором – Вас переоденут в специальную амуницию, и по пещерам придется уже ползти. Продолжительность экскурсии – 2 часа.Если проехать в сторону города 5 километров, налево уйдет проселочная дорога, которая ведет к водопаду Rust en Verde. Из всех водопадов в ЮАР, это самый впечатляющий, поскольку единственный, куда можно подойти практически под струю воды.
На обратном пути мы посетили Oystrich Cango Farm, где всем желающим расскажут о том, как разводят страусов, об их поведении, развитии, особенностях и многом другом. Я, например, прыгал на страусиных яйцах – оказывается, они могут выдержать нагрузку до 200 килограмм! Ферма является очень крупной – в ее стенах проживает порядка 20 тысяч страусов.Проехав еще 5 километров в сторону города, справа Вы увидите красивое здание постройки начала XX века – Surval Boutique Olive Estate – уникальное энергетически спокойное место, где разводят оливки и маслины. Все можно попробовать в местном ресторане. В округе – дома богатых, которые проводят в этих местах обеденное время. Обед на человека с бутылкой пива – от 50 американских доллара.В финале, практически в городской черте, если проехать еще 2 километра, ты увидишь громадную надпись – Cango Wildlife Farm – микс зоопарка и питомника, где разводят диких животных, а потом выпускают их на волю, либо спасают детенышей – сирот. Главная «фишка» парка – трехмесячные белые тигрята, с которыми можно поиграть (правда, за дополнительную плату). Интересно и просто пройтись с экскурсией по вольерам парка. Животные, еще раз подчеркну, живут здесь очень недолго, и очень быстро перемещаются в естественную среду обитания.День был наполнен нереальным позитивом, да и погода наладилась – нас ласкало южноафриканское солнце, было тепло, но не жарко. В 18.00 мы взяли курс на Grascop – портовый городок, известный прежде всего тем, что здесь на приколе стоит подлинный корабль Бартоломео Диаса, который много путешествовал через эти места. Чтобы его увидеть, нужно посетить морской музей. По дороге садов нужно проехать еще 50 километров, и Вам откроется истинная ее красота – бухта и одноименный городок Knysa. The Loft Boutique Hotel расположен на острове в 2 километрах от центра города, на берегу бухты. Закат невозможно пропустить. Номера в отеле – двухэтажные. Мне, например, дали номер с двумя спальнями, ванными комнатами, гостиной, кухней, подвалом и даже балконом. Все это сделано в бывшем портовом ангаре, который сохранил свой колорит и обаяние даже в стенах отеля. Персонал состоит из молодых ребят, очень приятных и вежливых. Нам выдали бесплатный пароль для Wifi, хотя он не был включен в стоимость (3000 рублей в сутки). Парковка под крышей в отеле также бесплатна. А за ним расположены шикарные рестораны, прямо на берегу бухты. Мы вдоволь наелись настоящих свежих морепродуктов в кафе The Olive Three. В отеле вечером в качестве комплимента гостей угощают тортами из пекарни напротив – Ile de Pain, здесь же очень неплохие завтраки. Интересно, что для гостей в холле отеля установили большой американский классический холодильник с напитками, которые можно пить, записав свою фамилию и номер в тетрадку. В общем, демократия .Из такого рая и уезжать не хочется. Но нас снова подвела погода: низкая температура, ливень, туман. В 13.30 нас ждал рейс South African №1337 из Port Elizabeth до местного Сочи – Дурбана. До Порт Элизабет – 380 километров, т.е. минимум четыре часа в пути. Мы выехали в 8.30, тем самым, пришлось «гнать» в буквальном смысле слова. Погода сильно осложняла этот процесс – я не видел в буквальном смысле ничего. Из путеводителя я узнал, что от Knysa до Port Elizabeth идет самый красивый участок Дороги Садов. Мы его не увидели – ливень и туман сыграли свою роль.Ближе к городу погода «разгулялась» - солнце все-таки взяло вверх над тучами. В аэропорту мы были к полудню, быстро сдали нашего верного коня, к которому я, к слову, привязался за последние пять дней. В аэропорту все быстро и без проволочек, правда, в самом терминале делать практически нечего. В 13.40 на 50ти местном CRJ-200 мы взлетели и взяли курс на Durban. Я первый раз «осваивал» этот тип воздушного судна, и, признаться, мне понравился этот «канадец». В одночасовом полете неплохо кормили, а на посадке слегка «потряхивало». Дурбан встретил нас хмурым небом, и шикарным аэропортом, который используется, на первый взгляд, процентов на 30!В аэропорту мы взяли BMW 3ку, забронированную еще в Кейптауне. Конечно, машина нам не особо пригодилась, при норме пробега в 600 км за 4 дня, мы накатали сто с небольшим. Но, учитывая предыдущие негативный опыт использования наемного транспорта в ЮАР, было принято решение не рисковать. Да и цена была достаточно демократичной – в сутки примерно 60 долларов США со всеми страховками и налогами.В самом Дурбане нормальных отелей нет. Набережная выглядит уныло, а сам город – серым, невзрачным. Если вглядеться в людей, невольно осознаешь, что ты попал в 10ю часть «Обителя зла», где пенсионерка – Мила Йовович уже спасла планету трижды, и решила «под старую задницу» спасти и Африку. Если сказать про людей «зомби», то это практически ничего не сказать. Торговых центров нет, есть магазины «ширпотреба». Нет такси, а городские автобусы выезжают на улицы раз в час. Засилье индусов и пакистанцев – самый большой клан в ЮАР проживает именно в Дурбане. Есть пара баров, куда лично я не зайду, если мне мешок золота дадут внутри. Все это я знал до поездки – учел ошибки раннего бронирования жилья в Йобурге. Здесь мы выбрали северный, богатый Umhlanga Rocks, где 30 лет назад у маяка был построен отель The Oyster Box. Сие заведение позиционирует себя как отель премиум класса, местных в нем практически не бывает, т.е. все их гости – богатая публика с Запада или Азии, реже – США. На стенах – портреты с автографами каких-то древних звезд Голливуда, многих из которых давно нет с нами.
Русские в отеле также попадаются, судя по их внешнему виду – «бабла» много, а вот ума – нет, поведение их вызывает, по большей части, лишь разочарование за нашу великую Родину. Хотя какая там Родина, еще в школе я четко разделял для себя понятия «Родина» и «государство». Я живу в первом, а эти «новые русские» - во втором. При цене в 400 баксов за двухместный номер в сутки, я бы поставил отелю 4ку без плюса и без минуса. Во-первых, очень маленький номер. Моя бабушка всегда любила говорить в таких случаях: «опять жо…ами тремся!», - это про номер. На балконе с видом на индийский океан нет света, т.е. ночью посидеть и насладиться видами можно только в темноте. Места в ресторане стоит также забронировать заранее, даже в базовой столовке с 18.30 до 20.30 просто не сядешь. То же самое относится и к SPA-центру. Символ отеля – очень упитанный кот по кличке «Captain» (хотя не буду лгать – в его имени 4 слова, но все зовут его «кэп», а для меня он был «сочненьким» или «Васькой»). Этот котяра живет в отеле много лет, и полюбился многим гостям и сотрудникам. Во время вечерней подготовки номера горничная кладет на кровать фирменную шоколадку с изображением «Васьки» на главной стороне. Мелочь, а приятно.
В отеле есть два ресторана – основной, он же «столовка», где ты еще и завтракаешь. Второй «The grill» позиционирует себя как заведение для аристократов, где собираются чопорные пенсионеры. Мне не понравился: высокие цены, среднее качество сервиса и еды, все очень долго. По субботам здесь проводят «танцы», и я не просто так взял это слово в кавычки – я бы это назвал перебиранием старых косточек. Конечно, приятно «тряхнуть стариной», «вспомнить молодость», но во мне это процесс вызывает лишь бездуховность.
В океане никто не купается. Говорят, там очень много подозрительной живности. Да и волна накроет меня с головой и вряд ли выпустит обратно. Все купаются в бассейне у фронтовой части отеля, напротив «столовки». Сервис у бассейна отличный, все отлажено, как любит широкая русская душа. За 4 полный дня в Дурбане, погода была отличной лишь полтора, в остальное время лил дождь. Мы коротали его походами в SPA-салон, чтение книг, прогулками по окрестностям (где смотреть, собственно, нечего), и поездками в единственный в регионе торговый центр The zone. Внутри – классический «ширпотреб», для жителя Москвы – безвкусно. Опять же, 90% магазинов «держать» индусы и пакистанцы – просто опасно здесь покупать дорогие вещи, очень много подделок. Но есть и исключения – недалеко расположена фабрика по добыче танзанита, чуть ли не последнее месторождение в мире. У них есть фирменный магазин в ТЦ, где можно купить ювелирные изделия, содержащие этот камень. Кстати, НДС в размере 13%, на покупки стоимостью более 2000 ZAR, Вам вернут в любом крупном аэропорту страны. Но об этом чуть позже.
Вечером скоротать время кроме как в отеле нигде не получится. Из неплохих мест в округе, я бы отметил бар Hooters, где можно напиться «в хлам» и снять себе подругу/друга/обоих сразу на ночь. Напротив – аргентинский ресторан Bar-ba-coa, где впервые в моей карьере пилота-международника умудрились испортить стейк.
Примерно вот так, лениво, но без особого напряга для души и тела, мы провели четыре финальных дня нашего отпуска. Во вторник, 14 января, нас ждал обратный рейс до Дубая, и далее – в Москву. Настроение у меня не рабочее, пожалуй, впервые за долгие годы я не хотел возвращаться на Родину, что мне, трудоголику со стажем, просто не свойственно. И на то были свои причины. Но об этом ниже…
Мы прокатили на нашей «бэшке» по окрестностям, сдали авто в аэропорту, зарегистрировались без проблем. Интересно, что в тот день в международном секторе отправлялся всего один рейс – EK-776 Emirates до Дубая. И это на 40 выходов! Вот она настоящая экономика капитализма! Большинство пассажиров сразу побрели в сторону досмотра и выходов, я же должен был выполнить финальную миссию в ЮАР – вернуть tax free. В Европе, например, тебе все отдают «кэшем» в аэропорту, в США – вообще ничего не возвращают, оно и верно – цены там на качественные вещи самые низкие в мире, по крайней мере среди тех стран, где побывал Ваш покорный слуга. В ЮАР после регистрации (чтобы таможенники не видели у Вас чемодана) нужно найти окошко «Customs», где сидит пара унылых парней. Демонстрируете им Ваши покупки, чеки и форму возврата НДС, которую выдают в магазине вместе с чеком. Причем, если Вы не попросили об этом, форму возврата Вам и не дадут. А зачем? Ее же долго заполнять, целых 15 минут. Таможенники сравнивают товары в накладной и чеке, осматривают твои покупки, ставят штамп в форме возврата НДС и отправляют тебя в «стерильную зону». Здесь Вы, как и любой другой пассажир, проходите миграционный контроль, личный досмотр и попадаете в зону ожидания рейса. При всем масштабе аэропорта, зона Duty Free была маленькой, магазинов – буквально несколько штук. В центре зала установлена «будочка» с надписью VAT refund, куда нужно предъявить форму возврата НДС, твой паспорт и заполнить анкету с контактными данными. Важно правильно указывать свои данные, поскольку по ним приходит уведомление о начислении суммы Вам на карту. Кстати, Visa Electron тебе выдают в этом окошке прямо после заполнения анкеты, и именно на эту карту поступает возврат денег. На каждую покупку – своя карта. Мне, например, небольшая сумма пришла практически сразу, возврат НДС с крупных покупок приходит с большим опозданием. Например, на дату написания сего произведения, 8 марта, она все еще не пришла. Но я активно на связи с представителем министерства ЮАР по налогам, которые держат меня в курсе по электронной почте.
Emirates почему –то разорвала отношения с единственным бизнес-залом в аэропорту, и нам по ваучеру посадили в местном кафе, где на выбор дали 2 полухолодных блюда, банку пива, и банку лимонада. Для такой авиакомпании это просто позор. Конечно, я не оставил данный факт без внимания, направив жалобу в головной офис Emirates в Дубае. Обещали все очень быстро решить. Но вряд ли я соберусь снова в Дурбан. По крайней мере в ближайшее время.
Несмотря на то, что на посадку готовился только один рейс, сотрудники аэропорта были крайне нерасторопны. Вместо разделения потоков людей, всех «загнали» в одну очередь, причем не сильно разбирались, каким классом ты летишь. Боинг 777-300, который до позавчерашней катастрофы малазийского самолета был для меня самым любимым и надежным типом воздушного судна в мире, был крайне несвеж. Например, в бизнес-классе не работали многие розетки в сидениях, качество мониторов оставляло ожидать лучшего, а кресло не раскладывалось до конца в кровать, хотя должно было, если верить кнопкам на нем. При этом стоит отметить, что очень достойно кормили, на высочайшем уровне Emirates, выбор алкогольных и безалкогольных напитков способен удовлетворить самый изысканный вкус, а новые дорожные наборы от Bulgari дополняют поездку самым невероятным образом. Внутри набора Вы найдете все, что может потребоваться путешественнику – начиная от банальных бритвы и крема для бриться, и заканчивая подушкой для шеи из дорогих тканей, таблеткой снотворного и … презервативом, причем тоже от Bulgari. И даже несмотря на все эти мелочи в аэропорту, и на борту, полет сквозь Африку при постоянной турбулентности прошел очень неплохо.
В Дубае мы были в 5.30 утра, накупили себе всевозможных товаров в Duty Free, дабы цены очень располагают к покупкам. Следующий рейс EK133 на Боинг 777-300ER отправился в стороны столицы России ровно в 9.35, и уже в 15.00 коснулся ВПП в Домодедово. Москва встречала нас холодной погодой, снегопадом (за три недели моего отпуска ни разу не шел снег), очередями из туристов на пограничном контроле и долгим ожиданием багажа (бизнесу выдали чемоданы последними). Вот она, настоящая Россия! . А в 17.30 я был дома. Интересно, что ровно за три недели до этого я выдвинулся на свой корпоратиффф, с которого и начал свое большое Африканское путешествие. Теперь я могу с уверенностью заявить, что побывал на всех шести континентах нашей замечательной планеты.
А мораль проста – все должно быть вовремя. Мандела вовремя пришел и вовремя отдал власть. Именно отдал, передал следующему поколению. У нас такого нет. В Украине нет законного Президента, войска РФ в Крыму, мы – победители Олимпиады. Жизнь порой не просто бежит, а летит. И главное в этом – ловить момент и идти в ногу со своими принципами. Успехов, Вам, друзья, до новых приключений.