Екатеринбург. Рассказ четвертый. Три "М" и два "П"
Июль 2013
дата поездки
27.12.2013
написано
Екатеринбург. Рассказ четвертый. Три
Рассказ первый. "Здесь пришили Николашку"(С) http://www.tury.ru/otzyv/id/183287
Рассказ второй. Вид сверху лучше http://www.tury.ru/otzyv/id/183446
Рассказ третий. Сталин на рекламном щите http://www.tury.ru/otzyv/id/190974
*
Туризм по-уральски
«Своеобразием отличаются и уральцы. Плохо это или хорошо - спорный вопрос, но уральцы не отличаются особым гостеприимством и насторожены к чужакам. Прибавьте к этому многочисленные зоны, и вы получите классического русского гопника».
(Россия. Путеводитель. Изд. ЭКСМО, 2013).
*
Наш самостоятельный поход по району Уралмаш закончился, гопников мы не встретили. Сев у Белой Башни на трамвай, мы поехали по проложенному в Москве маршруту, ничего не спрашивая у местных. Потом зашли в турбюро, чтобы выкупить заранее заказанную экскурсию в Верхотурье. Узнав, что мы из Москвы, нам предложили:
- У нас есть экскурсии по городу. Храм на Крови смотрели? На Ганину Яму ездили? На границе Европы и Азии были?
- Мы вообще-то здесь второй раз, и маршрут у нас свой. Вот сейчас гостиницу «Мадрид» посмотрели.
- Это что, у нас есть такая гостиница?
- Ну да, у вас.
- А зачем вам гостиницу смотреть, чем она примечательна?
- Это всё-таки памятник архитектуры федерального значения. Мы еще хотим интересные скульптуры посмотреть. Хозяйку Медной горы, челноков, Зайца и Волка из «Ну, погоди!»…
- А что, разве у нас в городе такие скульптуры есть?
- Конечно, есть. А еще мы у вас картину с Берией видели, знаете, где такая?
Оставив трёх сотрудников турбюро в полном недоумении, мы пошли заселяться в гостиницу. Заметьте, это турбюро специализируется на экскурсиях по Екатеринбургу и Уралу. Что касается «границы Европы и Азии», то таких границ, а точнее, обелисков, на Урале три десятка. Мы с женой в Златоусте прогулялись по рельсам вдоль Транссиба, чтобы увидеть обелиск XIX века. Однако здесь додумались поставить современный обелиск совсем не в том месте, на несколько десятков километров ближе к городу. Главное, возить туристов туда стало значительно проще!
Мы снова поселились в привокзальной гостинице «Маринс Парк отель». В прошлом году мы брали не самый дешевый номер. Теперь же, в связи с ростом гостиничных цен – самый дешевый, он стоит 3900 р за двоих. Впрочем, завтрак (шведский стол) в гостинице по-прежнему вкусный, а бесплатную стирку и глажку одежды там не отменили. Представляю вид из окна номера.
На наш взгляд, с прошлого года город не изменился, отмечу лишь несколько деталей. Городской силуэт продолжает меняться, строятся новые здания.
У плотинки сломали стелу с изображением знамен и ордена Ленина и на этом месте поставили «Олимпийские часы» с отсчетом времени до игр в Сочи.
На улицах – засилье щитов «Всемирная выставка Экспо-2020 в Екатеринбурге». Можно подумать, что город уже удостоен этой чести, но нет, он пока лишь один из кандидатов на ее проведение. (Кстати, в итоге выставка пройдет не в Екатеринбурге).
Мы узнавали знакомые объекты. Вот Екатерининская часовня, на заднем плане Бизнес-центр «Высоцкий». У Храма на Крови приглашают верующих на очередной крестный ход.
Однако других общеизвестных мест, о которых я уже писал, в моем рассказе не будет. Напишу о трёх «М» и двух «П» - музеях, модерне, метро, парках и памятниках.
*
Музеи
В городе находится несколько десятков музеев. Мы не особенно любим в них ходить, но всё же их не игнорируем. В прошлый раз посетили Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Свердловский областной краеведческий музей. В этот раз, выбирая, куда пойти, решили посмотреть камни за стеклянными витринами.
Уральский минералогический музей был создан в 2000 году на базе коллекции Владимира Андреевича Пелепенко. В настоящее время в его коллекции находится свыше 10 тысяч эстетически совершенных образцов минералов и уникальных авторских работ из камня. Коллекция собиралась 35 лет и регулярно пополняется.
Этот музей небольшой, но оставил у нас приятное впечатление. В нём были посетители. Мы увидели множество красивых камней и интересных изделий из них, с удовольствием послушали экскурсовода. Сам музей – частный, и переживает трудное время. Из-за конфликта с собственником здания там нет воды, отопления, света. Вход в музей был заложен собственником, сейчас в стене сделали пролом. Смотрители говорят, что зиму они не переживут.
Уральский геологический музей начинается с крупных камней еще на улице. Он велик и огромен. Вообще, такое количество разнообразных камней потрясает. Как и мысль, что есть люди, способные их различать. В противовес первому музею, он ориентирован на профессионалов или больших любителей камня. К тому же он остался в советском времени - скучно, душно, народу никого. Форточек там даже летом не открывают, мы быстро пробежались по нему и ушли.
При музеях работают магазины камней и изделий из них. Продажа подобного есть и на открытом воздухе, у метро «Геологическая».
*
Модерн
Екатеринбург имеет славу города архитектурных памятников конструктивизма. Мы же больше любим модерн. Вот какие здания мы увидели в самом центре.
У площади Труда находится аптека Вайсберга (Пушкина, 16). В ней легко видеть воплощение основных принципов модерна, подражавшего живой природе. Во-первых, отказ от симметрии. Правая половина дерева отличается от левой половины, поэтому здание стиля модерн обычно ассиметрично, что должно делать его «живым». Во-вторых, использование криволинейных форм: здание должно смотреться незаконченным, смотреться растущим. Благодаря этому модерн любил элементы, проходившие через все здание и уходившие вверх, например, колонны и пилястры. Очень любили архитекторы модерна растительный орнамент, здесь он стилизован под египетские лилии.
В ходе перестроек, последняя из которых была в 1920-х, в одно здание были соединены три здания, с сохранением архитектурных форм. Интересно, что всё время, с конца XIX века, здесь постоянно находится аптека.
Здание Музея изобразительных искусств построено в 1904 Константином Бабыкиным (Вайнера, 11). Его стиль - рациональный модерн, оперирующий минимумом деталей. Окна-витрины – изобретение модерна, присутствует характерная для него асимметричность, плавные линии. Изначально здание строилось для магазина, в советское время тут была типография, а в военное время хранилась часть фондов Эрмитажа.
Здание на пересечении улиц Малышева и Вайнера строилось для магазина рижского товарищества «Проводник». Его предприятия выпускали изделия из резины и каучука (галоши, игрушки, автомобильные шины). Здание было двухэтажным, а в советское время достроили еще два этажа. Разумеется, модерн характерен прежде всего для его нижней части (оцените окна), но при достройке не забыли некоторые элементы стиля. Например, колонны- пилястры, проходящие через всё здание.
Деревянный дом (Февральской революции, 9а) принадлежал семье врачей Соколовых. Характерные для стиля криволинейные конструкции проще было делать из дерева, чем выкладывать из камня. Обращают на себя внимание окна с причудливыми изгибами, напоминающие ветви деревьев. На доме висит табличка, что здесь останавливался Колчак. Он действительно был в городе несколько раз, но документальных подтверждений о пребывании в этом доме нет. Теперь с подобными табличками просто: захотели владельцы, вот и повесили!
Другой дом Соколовых на улице Февральской революции (дом 27) выглядит как настоящий деревянный дворец. Архитектурный стиль здания – тот же модерн. Сохранилась и выполненная под стать фасадам ограда палисадника.
Еще один дом на той же улице – каменный дом Петровых (11а). Это так называемый северный модерн. Мы не удивились, увидев бы такой дом, только более масштабный, где-нибудь в Петербурге или в Выборге. Его черты - сдержанность, суровость, дополнительно подчеркнутые облицовкой камнем первого этажа. Есть и элементы классики – колонны, лепнина на втором этаже. Сохранился он, скорее всего, потому, что здесь располагался штаб Красной гвардии, иначе его бы снесли.
*
Метро
Сооружение метро в городе началось в 1980 году, а первые три станции были открыты в апреле 1991 года. Это был последний построенный в СССР метрополитен, который сейчас включает в себя одну линию с девятью станциями. Стоимость проезда – 23 рубля. Интересно, что оплата проезда производится старыми жетонами московского метрополитена.
Первая линия планировалась из 9 станций: Щорса-Большаковская – Куйбышева - Площадь 1905 года - Дзержинская – Свердловская- Калининская- Орджоникидзевская -Проспект Космонавтов. Время прошло, и из этих названий остались лишь два – «Площадь 1905 года» и «Проспект Космонавтов».
На станциях и в вагонах метро нам бросилось в глаза изобилие рекламы. В вагоне есть даже специальные рекламные экраны, на которых, в частности, можно увидеть прогноз астролога.
Я писал в предыдущих рассказах, что фотографировать в метро нельзя: висят запрещающие таблички. Жители Екатеринбурга активно комментировали мои рассказы, однако ни один не написал, что запрет уже снят. Об этом я узнал от знающих москвичей. Запрещающие таблички по-прежнему висят, но сейчас я снимал и хочу показать вам интерьеры станций.
Обзор станций начну с «Уральской», которая расположена рядом с железнодорожным вокзалом и Северным автовокзалом. Эта станция - своего рода "ворота города" и характер ее оформления был призван символизировать силу и мощь Урала. К сожалению, в связи с финансовыми проблемами начала 1990-х оформление станции пришлось заметно упростить: станция лишилась мозаичного панно с видами города на торцевой стене центрального зала, различных медальонов металлической чеканки с изображениями самых важных исторических событий города, которые должны были украшать пилоны и проходы между ними. На ней, как и на некоторых других станциях, часть верхнего освещения в целях экономии обычно выключена. Поэтому такие станции выглядит тёмными и мрачными.
«Машиностроителей». Станция колонного типа, на путевых стенах - художественные вставки в виде металлических барельефов. Выразителен потолок с эффектными люстрами – «пауками» из блестящих труб и белых шаров – плафонов. Здесь тоже не все они горят.
«Уралмаш». Ее свод как бы расчленён заглублённой спиралью. Это ощутимо напоминает резьбу винта, форму каких-то гигантских машин, узлов и деталей, придаёт станции определённый индустриальный колорит.
«Проспект Космонавтов». Тема ее архитектурного оформления - космос, звездное небо, освоение человеком космического пространства. Светильники выполнены в форме сопел космических кораблей.
«Динамо». По оси зала установлено несколько светильников, напоминающих факелы. В конце платформы, на фоне торцевой стены расположена копия классической скульптуры древнегреческого скульптора Мирона — дискобол.
«Площадь 1905 года». Путевые стены отделаны белым мрамором и украшены рельефно-художественными композициями в виде крупных бронзовых картушей и флорентийских мозаик, отражающих революцию на Урале.
«Геологическая». Тема оформления станции - богатство уральских недр. В отделке использовались только местные материалы. На путевых стенах из различных сортов камня выложена мозаика, символизирующая разрез земной коры.
Путь от «Площади 1905 года» до «Геологической» пришелся на 1990-е. Зарплаты метростроевцам не платили по несколько месяцев, в результате чего те устроили голодовку и неделями не выходили из забоя. Страсти накалились до предела, у официальных лиц решить проблему не получается, а забастовщиков уже показывают по всем центральным каналам. И тут, «на белом коне», то есть с мешком наличных денег, под землю спускаются люди из ОПС «Уралмаш». Как эти деньги оформила метростроевская бухгалтерия, неизвестно.
Больше всего нам понравились две последние станции - «Чкаловская» и «Ботаническая».
«Чкаловская». Ее можно считать самой долго строившейся в Екатеринбургском метро. Строительство станции началось в ноябре 1992 года, а открыта она 28 июля 2012 года. Идея ее оформления — перелёт Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова через Северный полюс в США.
«Ботаническая». Станция открыта 28 ноября 2011 года. В оформлении станции ключевым элементом являются правильные шестиугольники, похожие на пчелиные соты.
*
Парки
В первый свой приезд мы не погуляли по паркам, но сейчас наверстали упущенное. Самым известным является Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского. Многочисленные трамваи сходятся к нему из многих городских районов. Общая площадь парка составляет 94 га (70 из них – лесной массив). Непосредственно перед нашим приездом перед входом поставили маловыразительную скульптуру футболиста, ведь в 2018 город примет чемпионат мира. В самом парке можно хорошо погулять, это популярное место семейного отдыха горожан. Вероятно, в Германии вы сталкивались с берлинскими мишками, раскрашенными символами разных стран. Во время нашего посещения в парке как раз проходила выставка таких мишек. Здесь их было 111, их не требовалось искать, все они были собраны в одном месте.
Харитоновский сад в самом центре города, на Вознесенской горке - один из тихих уголков шумного и пыльного Екатеринбурга. Небольшой пруд, мостик, беседка-ротонда, бесконечные дорожки, детская площадка, словом, красота и тишина! Сад был разбит в английском стиле со свободным сочетанием регулярной планировки верхней, прилегающей к дому части и нижней, решенной в живописном плане - извилистые тропинки, насыпные холмы, группы деревьев. Это был первый общественный сад в городе, который сразу открылся для посетителей.
Дендрологический парк существует в Екатеринбурге с 1948 года. Он имеет две территории: одна из них по улице 8 Марта (напротив цирка). В этом парке находятся фонтан, скамья для влюбленных. Считается, что если влюбленным загадать желание и присесть на эту красивую скамейку, то оно обязательно сбудется. Нам пришлось долго ждать, чтобы ее сфотографировать: она обычно не пустует, тем более мы там были в пятницу.
*
Памятники и скульптуры
О виденных нами памятниках и скульптурах Екатеринбурга я уже писал. Царская семья и Ельцин, Высоцкий с Влади и Пётр с Февронией, Братья Люмьер и Группа Биттлз, Клавиатура и Банковская карта, многочисленные скульптуры у железнодорожного музея и на улице Вайнера…
Всё же перед поездкой мы тщательно изучили литературу обо всех памятниках и наметили кое-что к осмотру. Так что если я о каком-то объекте не упоминаю – значит, он меня не впечатлил. Сначала напишу о тех, которые находятся в центре.
На улице Вайнера сидят парень и девушка – босые влюбленные. Рядом с ними снятая обувь – когда две пары, когда одна. При нас не было ничего - всё утащили!
Интересные скульптуры находятся в торговом центре «Гринвич». Вот некоторые из них – Нищий, Модница, Щеголь, Портной.
В 1957 году, когда комсомольцев только поставили на Вознесенской горке, в Вознесенском храме был краеведческий музей. Остряки говорили: «Комсомольцы повернулись задом к истории родного края и идут на запад». Теперь, после постройки Храма на Крови и возвращения верующим Вознесенского храма, говорят: «Комсомольцы идут крестным ходом из одного храма в другой».
Я уже упоминал о малоинтересном памятнике Пушкину в районе Уралмаша. В городе стоит и другой Пушкин, в Литературном квартале. Поэт изображён в ночной сорочке, с согнутыми руками, что, по мысли скульптора, символизирует неожиданность вдохновения. Памятник подвергался критике за внешнее несходство, некоторые анатомические неточности (длинные пальцы ног). В народе монумент прозвали «Каратистом» за агрессивный взмах руки и «Пушкиным на скейтборде» за необычную форму пьедестала.
Далее опишу скульптуры, расположенные не в самом центре. К ним мы ездили специально.
Мы видели памятники сантехникам в Красноярске и Перми, есть подобный и в Екатеринбурге. Скульптура добродушного сантехника, выглядывающего из люка, находится перед офисом организации с длинным названием "Уралэнергосервискомплект" на асфальте, прямо у ног прохожих. Однако в отличие от композиций, сделанных специально для Красноярска и Перми, это – копия скульптуры, установленной ранее в Омске.
Скульптуры Остапа и Кисы Воробьянинова стоят у остатков старого кирпичного фасада, включенного в состав нового здания. Однако памятник им в Чебоксарах нам понравился больше.
Памятник «Седому Уралу» был открыт в мае 2005 года к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Высота его 8 метров. За внешнее сходство с героем «Властелина колец» памятник окрестили Гендальфом. Очень похоже!
Нас восхитила скульптура в парке семейного отдыха, изображающая Хозяйку Медной горы из сказа Петра Бажова. Другая скульптура в этом парке посвящена поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
Скульптурная композиция из мультфильма «Ну, погоди!» — заяц и волк. Она служит украшением и приветствием у входа в фитнес-клуб.
Памятник челнокам появился в 2009 году. Мужчина и женщина с огромными баулами удивленно смотрят на парадный вход торгового центра, появившегося на месте крупного вещевого рынка. Это челноки, вернувшиеся из 90-х годов XX века.
*
Живущие в Екатеринбурге
В завершение хочу напомнить некоторые фрагменты текста десятилетней давности, характеризующего местных. Возможно, кое-что в нём уже устарело, но мне он нравится.
Вы живете в Екатеринбурге, если:
- В разговоре вы редко произносите название своего города полностью. Сокращенные же варианты звучат на грани приличия.
- Вы уверены, что ваш город - третий в России по численности населения. Хотя это не так.
- Золотодолларытелефоны - это одно слово.
- Вы можете быстро расшифровать аббревиатуру "ОПС" двумя способами.
- Вы страшно ругаете пробки на дорогах. Хотя в глубине души гордитесь, что они уже почти сравнялись с московскими.
- Словосочетание "Бандитский Петербург" вызывает у вас улыбку. В Петербурге - то разве бандиты? - Твердо уверены, что Бажов и Мамин-Сибиряк – великие русские писатели. Хотя книги второго вы не открывали никогда, а книги первого с пятилетнего возраста, когда мама читала вам его сказы на ночь.
- На вопрос "Что производят на вагонзаводе?" вы, не задумываясь, ответите: "Танки".
В первом рассказе цикла я приводил мнения различных путешественников о Екатеринбурге. Не все они были приятны местным жителям, но тут уж ничего не поделаешь. А этим летом в толстой книге прочитал практически то же самое.
«По духу Екатеринбург ближе всего к Москве - это город бизнеса (а в недавнем прошлом – откровенно криминального бизнеса), материального благополучия и динамики, собирающих активных людей со всего региона. С другой стороны, это порождает высокую уличную преступность и отчужденность.
Быть может, нынешний Екатеринбург – это опоздавший на век Чикаго времен Великой депрессии. И никуда не делась ментальность рабочей молодежи с её «районами» и «пацанами».
В Советском Союзе Свердловск никогда не был туристским центром, а лишь городом оборонных производств. Формально никаким турцентром не является и нынешний Екатеринбург. И всё же свой четвертый рассказ об этом городе я хочу закончить теми же словами, что и второй.
Перестав быть гигантским рабочим поселком, Екатеринбург, на наш взгляд, превратился в один из самых ярких городов России - с интересной архитектурой, богатыми музеями, обилием следов истории и ни на что не похожей атмосферой.
***
Использованы материалы: Википедия, www.1723.ru, www.mirmetro.net/yekaterinburg, видео «Екатеринбург. Обзорная экскурсия».
В прогулке по Уралмашу использована информация Дмитрия Макеева и Сергея Агеева.
Все фотографии сделаны автором. Расположение - согласно тексту отзыва.
Оцените отзыв
4.7
17 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(5)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
irinus (н.новгород)
24.12.2013 19:50
Вот и наши турагенства предлагают все те же турмаршруты, что и Екатеринбургские…А самостоятельно ввиду близости наш брат-пермяк в основном шопинг-поездки осуществляет туда… Спасибо, Василий, за море информации и подробный обзор, это дорогого стоит, ведь совершенно не находится времени повторить такой незаезженный маршрут. Несомненно, Екатеринбург один из значимых городов нашей Родины.
Ваши истории уникальны! По всем пунктам! :) Как это Вам удается: "Все фотографии сделаны автором. Расположение - согласно тексту отзыва."?!! Не в смысле, что фото собственные, а что - согласно тексту?!:)) (У меня вот лишь случайно могут совпасть, как ни стараюсь. :)) Серьезно - большое спасибо за труд! Благодаря Вам, мы все начинаем по чуть-чуть узнавать свою страну.
Наталья, это просто:) Сначала пишется отзыв. Потом в отдельную папку складываю к нему фотографии. А когда загружаю фотографии, то держу отзыв перед глазами.