в Грэции всё есть…, нет – это в Дубаи есть абсолютно всё! (часть 1)
Ноябрь 2012
дата поездки
25.07.2014
написано
в Грэции всё есть…, нет – это в Дубаи есть абсолютно всё! (часть 1)
Мы отдыхали в Дубаи с 11 по 20 ноября 2012 года. Подобрали относительно недорогую поездку с российским туроператором “Натали-Турс”, всего на 10 дней, в новый отель с включённым завтраком. Но время перелёта было организовано таким образом, что прибытие состоялось уже вечером, а отлёт был запланирован ранним утром - поэтому фактически от заявленных десяти можно смело отнимать два дня. К поездке мы заранее хорошо подготовились: изучили множество отзывов в Интернете, достопримечательности и основные туристические маршруты, ознакомились с особенностями пребывания в этой арабской стране, нашли несколько вариантов карт Дубая, в том числе и метро, распечатав их в бумаге для ориентации на месте. Опять же, пришлось подвспомнить свой английский.
Киевский аэропорт, терминал D, рейс бюджетной авиакомпании “Fly Dubai” на новейшем Boeing 737-800. Кроме вмонтированных в передние сиденья 7-дюймовых дисплеев, на которых в реальном времени можно было отслеживать некоторые параметры своего полёта: карту маршрута, скорость, высоту и ориентировочное время прибытия, не понравилось больше ничего – на то ведь эта компания и бюджетная! Посмотреть кино или послушать музыку на том же устройстве - только за деньги; предлагаемый на борту ужин (выглядели и пахли их предложения как-то не очень) так же в стоимость билета не входил. Поэтому стоит заранее продумать своё питание во время этого довольно длительного перелёта. К слову, туда добрались, если бы не заход на второй круг, за 4,5 часа; обратно еле уложились в пять часов.
Несмотря на вечер, по прилёту нас встретил душный и влажный аравийский воздух: +28С. К таможенному контролю со сканированием сетчатки глаз, мы были готовы: необходимые процедуры провели быстро и без всяких проблем. Сразу рекомендую воспользоваться обменным пунктом, махнув немного припасённой валюты на местные дирхамы, чуть ниже скажу почему - в тот час курс был 1 USD = 3,64 AED. Встречающая девушка от “Натали-Турс” (с местным “Альфа-Турс”) не шатко ни валко рассаживала прибывающих на попутные направления: на небольшом автобусе за полчаса нас доставили в “Auris First Central Hotel Suites” (по одним данным три, по другим – четыре звезды, на отельных фасадах и рекламных проспектах в номерах писать их количество там почему-то не принято). 30-этажный отель расположен в новой части города Tecom, в 6 мин ходьбы от станции метро Dubai Internet City – и буквально на следующий день мы ужу смогли убедиться в правильности своего выбора. При заселении на рицепсии персонал, говорящий исключительно по-английски, берёт 100 AED в депозит – вот ту-то и пригодились обменянные в аэропорту местные деньги: у.е. они там конечно принимают, но по курсу 3,48 и это немаловажно, т.к. при выселении депозит всем возвращают только в дирхамах. Не стоить забывать о сетевом адаптере для их розеток – нам выдали сразу два, без залога (кстати сказать, если в третье неиспользуемое нами отверстие в розетке вставить спичку, то от двух обычных наши электроприборы тоже начнут нормально работать). Номер 1208 оказался стандартным, хотя там есть и 2х комнатные, где видимо, размещают по 3-4 человека: при входе небольшая кухонька с электропанелью, микроволновкой, чайником, холодильником, мойкой и всем необходимым набором принадлежностей – сковородками и кастрюльками, комплектом тарелок, кружек и вилок с ложками, а так же 0,5 л воды, чаем, кофе, с сахаром и сливками на двоих (их запасы при расходе пополнялись местной обслугой каждый день), а так же шкаф с сейфом. В 22х метровую комнату поместились: роскошная 2×2 посередине кровать, диван, обеденный столик со стульями, большая подвесная тумба с зеркалом, на ней плазма (50 каналов и ни одного русскоязычного), утюг с гладильной доской. Окно во всё помещение, на стене пульт от встроенного кондиционера, балкон в этом номере не предусматривался (кое-где в здании они всё же имеются). Санузел тоже самый обычный, с восполняемым набором мыла, шампуня и гелей; 4 полотенца меняют по желанию, фен у жены был свой, хотя вроде бы его тоже можно взять на рицепшене. Wi Fi на этажах за деньги, но два отельных компа были замечены нами в lobby, где продвинутый народ с собственными смартфонами и планшетами постоянно сидит в Nete, уже бесплатно. Если уж речь зашла об отеле, то на самом верхнем этаже "R" /Roof/ ещё есть второй ресторанчик, две сауны (раздельно мужская и женская), большой спортзал и бассейнчик для самых ленивых, кто не хочет ездить на пляж (полотенца там выдаются отдельно) - за всё уже заплачено. Основной ресторан находится на нулевом этаже "G" /Ground/, но мы себе изначально заказали вариант с завтраком: так и дешевле и чтобы не быть привязанным к отелю. Тем более, что выбора в еде нет, всё довольно однообразно но, в общем-то, до обеда наесться не проблема – как и повсюду шведский стол. Можно присоединиться к курящим и попить кофе на свежем воздухе сразу у входа в отель, Wi Fi туда тоже достаёт. В вестибюле стоит взять карту города и метро, а так же десятки маленьких дисконтных флайеров для посещения различных развлекательных мероприятий: вроде двух аквапарков, аквариума, небольшого круиза на лодочке Dhow по заливу, Dubai land и т.д. - если собираетесь где-то там побывать (правда, при этом там надо приобретать самые дорогие билеты). Напротив отеля через стройплощадку виден супермаркет мировой сети “Carrefour” – самый дешевый, кстати, из полудюжины рядом расположенных.
…Чтобы более-менее понять, в какое место мы прилетели, попытаюсь уложиться в один абзац и немного рассказать о прошлом и настоящем этой земли. Дубай отличается богатством исторического наследия, уходящего корнями в глубокую древность, но сам эмират возник относительно недавно. История ОАЭ началась ровно 41 год назад, когда после полуторавекового протектората англичане покинули этот не благодатный край. Единое государство на месте бескрайних песков пустыни Руб-эль-Хали, на берегах которой жили только бедные рыбаки, ловцы жемчуга и бедуины-скотоводы, появилось благодаря стараниям Шейха Зайеда – первого правителя им же рождённой новой страны, впоследствии отца всего эмиратского народа. Трудно поверить, но вплоть до начала 60х годов XX века самым распространённым транспортом в Дубае оставались ослы и верблюды. Переломным моментом в истории самого Дубая стало открытие там более полувека тому назад колоссальных нефтяных месторождений, вот тут-то дело и пошло! Правда, нефть и газ были обнаружены только в трёх землях: Абу-Даби, в Дубаи и Шарже. Они-то ныне и тянут за собой остальных четыре эмирата, оказывая им помощь во всём, чем только можно – именно на таких условиях и была образована эта единая федерация (к ним в союз ещё приглашались и Катар с Бахрейном, но в конечном итоге они не захотели кормить тех, кому с недрами не очень-то повезло). Абу-Даби, являющийся столицей ОАЭ, на сегодня невероятно богатый город, но т.к. он располагается в основном на небольшом острове, то здесь не строят высоток, соревнуясь в их причудливости. Ну и вообще - его статус должен говорить сам за себя: ряды посольств и международных офисов, сады и парки, красивая набережная с фонтанами. Шаржа только начинает осваивать туристический бизнес, поэтому так сложилось, что именно Дубаи сполна принял на себя финансовый, торговый, строительный и как следствие, туристический бум всех Арабских Эмиратов. Газ и нефть – это не основное, на чём сегодня Дубаи зарабатывает большие деньги (кстати, всего менее 10% ВВП). Здесь зарегистрировано несметное количество представительств известнейших мировых компаний, для выгодной деятельности которых созданы 16 зон свободной торговли. Два огромных морских терминала: грузовой Джебель-Али (крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань) и грузопассажирский Порт Рашид на полную мощь используют все свои пропускные способности. Дубайский аэропорт вышел на пятое место по трафику пассажиропотока всей Земли и является крупнейшим авиационным узлом Ближнего Востока и Африканского континента. Производство чистого алюминия растёт и ширится каждый год: ОАЭ в мировой пятёрке по объёму его переработки. Опреснительный комплекс в Джебель-Али – наикрупнейший в мире. ОАЭ в результате своего выгодного географического расположения и как следствие, стремительного развития, ныне быстро превращаются в один из крупнейших финансовых центров мирового значения: курс местного дирхама неумолимо постоянен. «Париж Персидского Залива» ежегодно себе отвоёвывает как у пустыни, так и у моря очередное пространство – ведь здесь создаётся город будущего! Запускаемые величайшие архитектурные проекты, один глобальнее другого: понятия "самый первый", "самый дорогой", "самый большой", "самый высокий", "самый глубокий" – это всё о Дубайщине. К примеру, где-то я прочитал, что на территории страны сосредоточена одна пятая часть всех строительных кранов мира: весь город это сплошная стройплощадка. Поэтому этот город ныне символизирует сияние европейского блеска и восточного образа жизни - за полсотни продвинутых лет его территория достигла более тысячи квадратных километров с населением в два с лишним миллиона человек. Правда, этнические арабы составляют лишь 20% его жителей, десятая часть - европейцы, остальные - индусы, иранцы, пакистанцы, непальцы, филиппинцы и прочие. И все они, кстати, превосходно говорят на английском, втором официальном языке в ОАЭ. Но при этом произносят слова так мягко и так быстро, что понять не особому его знатоку довольно сложно. Тем более что никто из них при ответе на вопрос никогда не ограничивается односложным "да", "нет", "туда", а с удовольствием отвечают, долго и подробно объясняя - куда, на чём и как. Так что учите английский язык, господа! (Хотя нам не единожды пришлось общаться с «нашими», которые приехали сюда наобум, не ознакомившись предварительно в Nete с этим городом, и не зная ни одного иностранного слова).
В этом большом городе пешком ходить не принято – порою даже не везде можно увидеть обычные тротуары. Посему главным видом городского транспорта является такси: но садиться в них надо не в отельные белые Lexus и Mercedes – их цены многим могут не понравиться; а чуть подальше, в муниципальные Toyota "Camry" или Nissan "Altima" бежевого цвета с разноцветными крышами. Дешевым их тоже не назовёшь – электронный счётчик при посадке сразу начинает свою работу с 3х AED, клацает через пол дирхама и довольно быстро, min поездка 10 AED. Основная городская жизнь кипит вокруг Sheikh Zayed Road - проспекта Шейха Зайеда, пронизывающего весь сити с севера на юг, по шесть полос в каждую сторону. Начинается он транспортной развязкой у торгового центра Trade Centre Roundabout и плавно переходит в загородное шоссе на Абу-Даби. На большем его протяжении рядом с трассой тянется красная /по карте/ линия знаменитого Дубайского метро: в новой части города оно идёт на поверхности. Вдоль проспекта выстроились торговые комплексы, отели, офисные и жилые здания из ослепительного хрома и стекла, как красавицы на подиуме, состязаясь в высоте, красоте и эффективности. В этой части Дубая возникла масса побивающих рекорды новых проектов, включая Дубайский Международный Финансовый Центр в форме ворот и вызывающий головокружение шпиль Burj Khalifa - самое невероятное сооружение на свете. Машин много и все они передвигаются за сотню км/ч, но при этом ни одной аварии я видел, в пробки мы тоже не встревали.
Чаще всего пользовались метро – одной из дубайских достопримечательностей, которое было запущено 09.09.2009 г. в 9 час 9 мин 9 сек: пока всего две линии: красная и зелёная. Оно там полностью автоматизировано - ходит без машинистов и представляет собой самую продвинутую систему общественного транспорта в мире. При поездках в вагонах метро есть большой плюс: с высоких надземных эстакад можно увидеть значительную часть города прямо из его окон. Входы/выходы всех его станций представляют собой одинаковые ракушки-овалы с золотистыми крышами, между ними над широким проспектом Зайеда построены длиннющие переходы, всё хорошо продумано и функционально. Кстати, во всех его терминалах меняют валюту: на бегущем электронном табло я заметил порядка трёх десятков её разновидностей (здесь курс чуть повыше - 3,65 AED к 1 USD). Перед турникетами в кассе у оператора можно купить пластиковую многоразовую карту, так и выгоднее и удобнее - "серебряная" стоит 20 дирхам, "золотая" - в дважды дороже; ещё они действительны в автобусах и водных такси той же государственной транспортной компании «RTA». При первом её использовании в метро сразу снимается 6 AED, потом всё зависит от расстояния и времени проезда: где-то от полутора до шести дирхам. В 1й вагон с лучшим обзором заходят только обладатели Golden Cards, второй предназначается для женщин и детей, остальные – общие для всех, а народу там бывает достаточно много. При выходе на табло турникета показывается остаток, и даже если деньги на карте закончились, т.е. счёт будет минусовой, то он всё равно распахнётся, позволив вам выйти. Пополняет их тот же улыбчивый персонал в тех же кассах или в специальных автоматах; эти карточки будут действительны и в следующие посещения Дубая на протяжении пяти лет. Немного про автобусы: в них ездят только чёрные – в смысле индусы и остальные залётные азиаты, местные ими, конечно, не пользуются. Я интернационалист, ну и к тому же не местный житель: скажу вам, что это очень приличный, удобный и действительно недорогой вид транспорта; а на каждой остановке там висит карта проезжающих мимо маршрутов, разобраться в ней совсем не сложно. Спереди заходят женщины с детьми и туристы, которым здесь многое дозволяется – оплачивать надо посредством Silver Card так же через магнитный счётчик, деньги за проезд водители не берут. Зато все busы ходят практически всегда пустыми.
С самого начала мы для себя решили, что с утра будем ездить на море, а после обеда знакомиться с дубайскими достопримечательностями, полному охвату которых могла помешать только недостача времени. По пляжу сразу же выяснилось, что на Jumeirah Beach Park от отеля делает 5 челночных заездов нанятый отелем автобус: первый отъезд был назначен на 09-00 и далее через каждые полчаса до 11-00. Обратно так же организованно возвращаются, соответственно, начиная с часу дня – 3,5 часа на всё купание-загорание: ехать минут 20 и обратно уже подходили к остановке за 10 мин. Записываться у консьержа на него необходимо предварительно за день до поездки, чем раньше встанешь – тем большая вероятность попасть на самый утренний рейс: в небольшом Toyota "Coaster" всего 28 сидячих мест, стоячих не пишут. Поэтому в первый день своего отдыха на пляж мы поехали, воспользовавшись обычным такси: от Internet City до пляжа в Парке Джумейра набежало 36 AED (Jumeirah - значит Прибрежный, это три элитных городских района, идущих вдоль залива). Четверо входных ворот, плата 5 дирхам. Сам парк собой ничего не представляет: скромные беседки, скамеечки, травка и пальмы, под которыми по пятницам собираются в свой выходной день на пикнички целыми семьями приезжий средний класс. Есть домики-раздевалки, как обычно отдельные для каждого пола с туалетами, пресноводный душ, небольшие бары и магазинчики. На песочке, без вопросов, можно лежать на своём покрывале с собственным зонтиком, но подобные удовольствия можно на один день и арендовать: 5 дирхам за большое полотенце, 10 - огромный зонт, 15 - лежак: их обслуга зачем-то выстраивает в одну линию впритирку друг к другу, что не очень удобно. Лучший вариант, на мой взгляд – расположиться около ограждения под кронами высоких пальм, иначе солнце уж очень жаркое; правда, периодически часто придётся передвигаться за их тенью. Вода в Персидском заливе в середине ноября оказалась комфортно тёплой, как по моим ощущениям, так около +27,28С и очень чистой, по крайней мере, в том месте; ну и воздуха – далеко за тридцать: хотя никаких информационных табло на том платном пляже я не заметил. При этом сам песок, как ни странно не нагревался, а к вечеру очень быстро остывал до неприятно холодного (мы как-то были на open beach – бесплатном, около отеля Парус). Окурки в песке видны повсюду: убирают плохо, а только боронуют, хоть кругом и стоят урны; но самим же отдыхающим, догадайтесь с первого раза, кому /конечно же русскоязычным/ проще закопать под собой, чем пройтись пять шагов. Вообще русский язык слышен везде, в любом месте Дубая, повернись и обязательно попадёшь взглядом в "нашего": наверное, поэтому многие и думают – а на кой мне нужен тот английский…? Есть пару спасательных вышек: с жёлтым флагом - купаться можно, если красный - то нежелательно; а так же вертолётная площадка – как я понимаю, для транспортировки больных и пораненных. В сотне метров от берега виднеются буйки заградительных сетей - от акул и грязевых пятен. И ещё, к слову сказать: когда мы, наконец, по предварительной записи попали в тот пляжный автобус, то оказалось, что он челночит исключительно для экономных русских, белорусов и украинцев, хотя в самом отеле такое количество шумных соотечественников было незаметно, но они даже в buse умудрились устроить маленький бардак! Раз уж разговор пошел о пляжах, то платным мы познакомились только с этим – зачем экспериментировать, если всё там вполне устраивало? А на открытом, побывали только на одном - Wollongong Beach, что рядом с Jumeirah Beach Hotel и знаменитым береговым отелем Burj Al Arab: там оказалось ещё больше песка и мусора, гигантский отлив, а из сервиса был в наличии только душ. Немногим дальше есть почти такой же Джумейра Бич – напротив Зоопарка; но вот на насыпном острове района Dubai Marina мы попытались найти за Хилтоном (Hilton Dubai Jumeirah) ещё один публичный пляж Джумейра Бич Корниш, но - дело клонилось к вечеру, там тоже кругом кипела стройка, проходы повсюду огородили, поэтому мы его просто не нашли. Информация: понедельник на платных пляжах - чисто женский день, а по пятницким выходным все бесплатные пляжи плотно оккупируются местными жителями, поэтому места там придётся занимать едва ли не с рассвета…
Начитавшись предварительно в Интернете о соблюдении культуры в одежде, мы практически не взяли с собою открытых летних платьев и шорт. И как оказалось очень зря: каждый второй встречный турист был не в курсе или просто пренебрегал подобными советами (плечи и колени должны быть закрыты!), но не видно, чтобы кто-то из них от этого каким-то образом пострадал: их законы совершенно не напрягают передвигаться по городу и свободно отдыхать. В ноябре на улицах Дубая жарковато, я уж не говорю про летнее время, поэтому мой совет - лёгким гардеробом по любому пренебрегать не стоит. А вот что мне действительно понравилось, что здесь на улицах совершенно нет нищих (просить милостыню запрещено Кораном), про пьяных я вообще промолчу (алкоголь вне закона) и мало курящих. Нигде не видно животных, свободно разгуливающих по улицам, как у нас: арабы к ним, как я понял, совершенно равнодушны. Ну, про идеальную чистоту мы, конечно, тоже читали, но радоваться таковой не приходиться - ведь если кругом бурлит стройка, то многие закоулки в любом случае обрастают мусором.
В двух остановках метро от нас расположился Mall of the Emirates: огромный торгово-развлекательный комплекс – судя по количеству его посетителей, он пользуется немалой популярностью, как среди местных жителей, так и среди гостей этого города. Невероятное количество больших и малых магазинов, дизайнерских бутиков, кинотеатров, ресторанчиков; есть там и объёмный супермаркет “Carrefour”. В конце молла между тремя его этажами высотой в 85 м разместился наибольший в мире крытый зимний комплекс Ski Dubai, вместимостью полторы тысячи желающих охладиться и развеяться на искусственном снеге и льду при -2С. Через тонированное стекло там имеется возможность понаблюдать за веселящимся, разодетым во всё зимнее при 35-градусной на улице жаре, народом: как мне показалось, он гораздо больше привлекает к себе детей, чем взрослых. Билеты в него продаются на определённое время, и всё это мероприятие необходимо рассчитать заранее, прихватив с собою из дому или купив в их же магазине - не по сходной цене, мелкие тёплые вещи: типа шапки, шарфика и перчаток, т.к. там выдаются только комбинезоны и обувь (не все смогут заставить себя облачиться в чужие многоразовые одёжки). Так же существуют ограничения по возрасту для детей: по-моему, до двенадцати лет только с одним из родителей.
Следующим на нашем пути был самый гигантский из всех самых больших мировых торговых и развлекательных центров - The Dubai Mall в даунтауне: остановка метро "Burj Khalifa / Dubai Mall", ну или такси. Прямо от станции метро и до подземного входа туда бесплатно везёт битком забиваемый автобус номер F31, правда ехать всего минут пять. Гораздо проще пройтись пешком, ориентир - здание Бурж Халифа, сооруженное у самого его основания: не успев спуститься из метро, все сразу начинают фотографироваться, т.к. полностью войти в объектив этот 828-метровый колосс может только издалека. Так же не даст заблудиться и строящийся крытый переход от терминала прямо до молла, просто надо двигаться вдоль него: как я понимаю, чтобы летом шлёпая к этому комплексу, при 50-градусной жаре не слишком напрягаться; идти эдак с восемьсот метров. Здесь на его четырёх этажах можно найти абсолютно всё: одних только магазинов свыше 1200, а так же огромное количество развлечений – в мире нет ничего похожего на Дубай Молл! На самом нижнем уровне "LG" в холле рядом с основным входом из парковки (на 14 тыс. авто) организована продажа билетов наверх башни Burj Khalifa. Отсюда так же начинается и подъём на смотровую площадку "At The Top", расположившуюся на её 124м этаже. Кто не воспользовался Интернетом, тому придётся выстоять небольшую очередь: мы сразу же приобрели билеты на послезавтра в 2 часа дня, по 100 AED каждый. Чтобы точно застать Дубаи без дымки, надо спланировать это мероприятие на раннее возможный час. Кстати, на время после 17-00 так запросто билет уже не купишь, только за неделю вперёд: ведь многие хотят посмотреть с высоты на игру прекрасных Дубайских фонтанов, первый танец которых начинается в шесть вечера. Ну, и зайти прямо сразу - тоже легко, но по другой цене. К слову, если на кассе ничего не сказать, то продающий билетики персонал к каждому из них автоматом приплюсует ещё 25 дирхам за пользование телескопом: через плечо хорошо видно, что толку от него не много, т.е. это обычное впаривание ненужного сервиса, и соответственно, пустая трата денег. Поэтому рекомендую сразу говорить - no telescope!
Рестораны и кафе, выставочные залы и модные аллеи, кинотеатры (22 экрана) и аттракционы, кондитерские и супермаркеты (5 штук), всевозможные услуги вплоть от сейфов и аварийно-спасательных помещений до молельных комнат (везде с бесплатным Wi Fi); и магазинища, магазины, магазинчики, разместившиеся на 1,2 млн. квадратных метров его площадей – от их блеска и разнообразия голова очень быстро начинает идти кругом. Здесь местные жители встречаются и подолгу проводят время в комфортных кондиционированных условиях, просто общаясь, а заодно и прогуливаясь, как мы у себя по паркам, своими большими семействами. Да вот, немного по кондиционерам: нигде их не видно, но дуют они буквально отовсюду, ведь иначе не может и быть в этой южной стране среди песков. В такси, в метро, на закрытых автобусных остановках, без исключениях во всех базарах, магазинах и салонах, и даже эскалаторах, лифтах и туалетах – порою просто начинаешь замерзать! Идеальные с точки гигиены общественные туалеты тоже заслуживают своего небольшого внимания: нигде я не встречал платных (учись, Европа); они разделяются не только на мужскую сторону и женскую, но часто ещё и на мусульманские – по наличию на входе знаков в виде минарета или полумесяца. Пардоньте, я немного отвлёкся: в конце этого грандиозного сооружения, рядом с Waterfall – искусственным на четыре уровня водопадом с прикольными летящими вниз фигурками ловцов жемчуга, есть даже ледяной каток олимпийского размера с концертной площадкой и трибунами. Там же KidZania – детский развлекательный образовательный центр площадью 8 тыс. квадратов. А рядом The Village, своеобразный внутренний парк-здание с открывающейся крышей, красивыми террасами и фонтанами. Но больше всего на меня произвёл впечатление аквариум, построенный в самом центре Дубай Молла – пройти мимо него нереально. Огромное, издалека отлично видимое ярко-голубое стекло притягивает к себе сотни желающих пофотографироваться: считается, что у него самая большая в мире внешняя смотровая панель. Размер акрилового 246-тонного "экрана", как начертано на блестящей плите с регистрацией данного рекорда Гиннесса – 8,3 м в высоту и 32,88 м в длину! Это самый уникальный комплекс, из разместившихся под крышей Dubai Mall, и один из наибольших в мире крытых океанариумов: его чаша вмещает 10 млн. литров воды. Под ним в полный рост проложен туннель, так что все посетители могут с близкого расстояния поглазеть на подводных обитателей, проплывающих над ними буквально в нескольких сантиметрах. Кстати, как и на водолазов – они там тоже дефилируют, машут руками и с удовольствием позируют для желающих их поклацать. Подводный животный мир включает в себя порядка 32 тысяч различных морских и океанских обитателей, в том числе акул и скатов. Над аквариумом находится немалый и очень оригинальный зоопарк, в котором живут как рыбки с омарами, так и бобры с пингвинами (их поведение вызывает у гостей самый писк), а так же пауки, змеи и разные рептилии. Ещё над аквариумом разместили т.н. «Центр открытий», где можно подробнее ознакомиться с жизнью морей и океанов. Занимает всё это чудо три этажа: билеты продаются на "G" и первом уровнях, причем наверху совершенно нет очереди. Билеты разделяются на три категории стоимостью от 80 до 115 дирхам, в зависимости от того, какие залы вы собираетесь посмотреть. Мы купили самые дешевые и насладились всем имеющимся набором, кроме последнего «Центра». Как после этого можно прокомментировать свои эмоции: мы и раньше не проходили мимо подобных заведений в Мурманске, Севастополе, Алуште, а так же под Будапештом и в Генуе, но этот сразил нас наповал, однозначно и бесповоротно. А сколько счастья и восторга я видел в детских глазах – т.е. это место, которое ни в коем случае нельзя пропустить!
В заключение своего многочасового променада по этому необыкновенному зданию скажу ещё вот что: если вы устанете ходить пешком лавируя между многочисленными залами Dubai Mall – то можно взять такси, такие своеобразные электро-кабриолеты на двух и четверых пассажиров… Один из выходов на прилегающую к моллу площадь, сразу же открывается прекрасным видом на взметнувшийся ввысь шпиль Бурж Халифа и большую в 12 гектар гладь прилегающего к нему извилистого искусственного озера; а так же на симпатичный мост Аль-Бахар, ведущий к одноимённым базару и отелю уже на той стороне воды. Там достаточно места для прогулки уже под открытым небом и очень-очень красиво, правда и хватает людей, которых к 18-00 собирается ещё во много раз больше – к первому вечернему танцу грандиозных Дубайских Поющих Фонтанов. В зависимости от музыкального произведения, они включаются всего на несколько минут, но через каждые полчаса и до 22-00, а в выходные дни, по-моему, до 23х часов. Это один из самых масштабных и величественных фонтанов в мире: его единую композицию составляют равных по диаметру пять большущих кругов и две центральные дуги. Общая длина проложенных для него по озеру труб составляет 275 м, а высота бьющих из них струй в некоторых случаях может достигать 150 м: на фоне Burj Khalifa их высота впечатление не производит. (Правда, я прочитал в Nete, что самые мощные водонапорные устройства в представлениях используются редко, из-за необходимости создания высокого давления в их системе, что требует значительного количества времени. Поэтому после церемонии торжественного открытия в мае 2009 года, они были отключены и теперь, к сожалению, на широкую публику не работают). Зато в сердце легли его необыкновенные танцы, разнообразных спектров и комбинаций, которых создатели придумали более тысячи! Присутствуют самые различные музыкальные жанры – классика, арабская и поп-музыка: в зависимости от мелодии фонтанные струи каждый раз изгибаются не похоже на предыдущие. Благодаря игре света и водных брызг в тёмном небе под соответствующую музыку образуются захватывающие дух картины. Фонтан в любой момент способен одновременно поднять в воздух до 83х тонн воды! Он подсвечен более чем шестью тысячами источниками белого освещения и лишь несколькими десятками цветных прожекторов, а его вертикальный луч можно увидеть на расстоянии в 30 километров. Первые несколько представлений лучше просто полюбоваться этим чудом техники и рук человеческих, а снять на камеру можно и позже, когда опустившийся чёрный бархат арабской ночи станет идеальной декорацией для танцующей красоты. Совсем необязательно подходить к самому ограждению озера, там всегда собирается больше всего людей. На мой взгляд, гораздо лучше будет видно издалека: у самого подножия Бурж Халифа сделаны массивные ступеньки, откуда в поле зрение оказывается практически всё действо. Красивая пешеходная дорожка, проложенная вокруг озера с фонтанами, даёт возможность десять раз за вечер лицезреть это буйство воды, света и музыки с различных ракурсов. Каждый показ завершается ударным барабанным звуком с самым мощным выбросом струй в центрах кругов всей пятёрки – и вот короткое шоу уже закончилось, и распыленные облачки медленно оседают на набережную вместе с каким-то необыкновенно детским восторгом, а душа хочет ещё, ещё и ещё…
На следующий день, как обычно после обеда, мы решили посвятить Dubai Marina – новому перспективному городскому району вокруг рукотворного залива, расположившемуся от нас всего в двух остановках метро. Её жемчужиной является великолепная морская бухта – марина, вокруг которой за какой-то десяток лет выросли жилые дома, офисные здания, отели и торговые центры. Дома - это я сказал уж очень скромно, на самом деле целый комплекс фешенебельных небоскребов: по завершении строительства их здесь будет более двух сотен, в том числе и несколько высотой по 300 м, с собственными именами. Арабы не без гордости утверждают, что особенно ночью его легко можно перепутать с Нью-Йоркским Манхеттеном! Это одно из немногих искусственных сооружений на планете, которое видно невооруженным глазом из космоса. Дубай Марина является крупнейшим в мире комплексным проектом искусственной гавани, которая протянулась почти на 4 километра и уже сегодня стала пристанищем для полутысячи катеров и яхт местного яхт-клуба. Здесь всё предусмотрено для наслаждения жизнью под жгучим солнцем Востока, где будничная суета превращается в мирный ход времени: на 11 км непрерывной набережной расположились красивые скверы и уютные ресторанчики. Как раз по ней мы и прошлись, и где-то на середине через мостик перешли на искусственный остров, где вдоль побережья перед комплексом Jumeirah Beach Residence вдоль променада The Walk расположились знаменитые Дубайские пятизвездочные пляжные отели – в том числе Hilton и Sheraton. Жители этого района вместе с отдыхающими имеют свободный доступ к одному из лучших пляжей на побережье, раскинувшемуся почти на 3 км. Не знаю как днём, но вечером здесь очень много людей, так что по количеству отдыхающих, Dubai Marina может соперничать с самыми оживленными пешеходными улицами крупнейших городов мира (это из Дубайского путеводителя). Кстати говоря, с точки зрения цен на недвижимость, данный приморский район считается тоже одним из самых престижных в Дубае: я представлю, какой открывается вид из окон на сотом этаже! Ну, и так как он граничит со знаменитым намывным островом Palm Jumeirah, то в его направлении с выходом в Персидский залив по каналу бесконечно ходят прогулочные катера и лодки.
…«Burj Khalifa» – как много в этом слове слилось для уха каждого араба, а теперь и отзывается в сознании любого заезжего туриста. Наверное ни одно современное сооружение не вызывает столь большого любопытства чем это. Самое высокое в мире здание, являющееся основной достопримечательностью Эмиратов, все хотят не только посмотреть с близи (ведь его видно не только с любого места в городе, но и на 100-км отдалении в любую сторону), а и обязательно в нём побывать. Халифа моментально притягивает к себе взгляд: острый шпиль упирается в небо, а зеркальная поверхность ярко сияет в лучах солнца! Экскурсия на смотровую площадку At The Top ("На вершине") может дать ответы на множество вопросов - лучшей карты города и не найти. Кстати, на 76м этаже также находится самый высокий в мире бассейн, а так же на 122м - самый высокий ресторан ("Атмосфера" на 80 мест), на 143м - самый высокий ночной клуб, ну и на 158м - самая высокая мечеть; всего здесь 163 уровня, не считая технические - 46 в шпиле и два в фундаменте... Уж не знаю, сколько билетов продаётся на одно время, но чтобы попасть в лифт, также необходимо выстоять приличную очередь. Правда, там эти 10-15 минут есть чем себя занять: хотя бы посмотреть на сравнительные силуэты всех самых высоких в мире домиков, изображенные на огромном стекле прямо в холле. Этот опережает своего ближайшего японского конкурента Tokyo Sky Tree на целых 30%. Как и почитать выбитые /естественно по-английски/ в центре его макета цифры и факты, которыми прославилось это сооружение. Перед заходом проверка почти как в аэропорту, только что без сканирования глаз. Вроде бы даже стоят знаки, что даже нельзя с собою проносить воду в полулитровых ёмкостях, но я не заметил, чтоб у кого-то её выгружали, ведь на улице жарко и с бутылочками в руках, рюкзачках идут через одного. Общему вниманию предоставляется мультимедийная презентация, рассказывающая об удивительной истории как Дубая в целом, так и пятилетней истории строительства этого чуда света в частности. На смотровую площадку поднимает довольно необычный лифт, в котором менее чем за минуту полёта разыгрывается крошечный светомузыкальный спектакль: создаётся ощущение, что находишься внутри некого магического кристалла, очень впечатлило. Взлетев на 124й этаж самого высокого в свете дома, у каждого, наконец, появляется возможность немного приобщиться к этому феномену современной архитектуры и, просто почувствовать, что значит смотреть на землю с такой невероятной высоты! К слову сказать, на крыше мира по всей окружности обзорной площадки, состоящей как бы из двух составляющих - внутри здания и под стеклянной крышей, на разной высоте прорезаны узкие длинные окошки, через которые более предпочтительно фотографировать город; а некоторые умудряются даже просовывать в них голову. Вылезть через них, конечно, не пролезешь, но сбросить вниз что-нибудь легко - видимо, поэтому внизу ничего особо и не дают с собою взять. Зря загрузились тёплыми вещами: к удивлению, на полукилометровой высоте совершенно не холодно, здесь всё отлично продумано, хоть по официальным данным температура воздуха на уровне кончика шпиля на 10С ниже, чем у основания Бурж Дубая. По большому счёту, больше чем полчаса там нечего и делать - этого времени вполне хватает для того, чтобы сделать полный оборот, хоть вас никто на выход и не подгоняет. Лифтов я заметил всего два, хотя судя по описанию, их там более полусотни штук: как служебных, так и для его жителей (700 квартир), гостей отеля Armani и служащих офисов; но расположены они где-то с другой стороны - мы с ними никак не пересекались. Обратно тоже небольшая очередь. Присутствуют и магазинчики с различной символикой, как наверху, так и при выходе. Что можно ещё добавить в заключении: Burj Khalifa является энергетически самодостаточным зданием: небоскрёб круглосуточно обеспечен электроэнергией благодаря 61-м ветровой турбине и огромному массиву солнечных батарей, занимающему 15 тысяч квадратов. Его система кондиционирования также является уникальной – воздух прогоняется снизу вверх по всей высоте башни, а для охлаждения используется морская вода и подземные охлаждающие модули; но воздух в нём не только охлаждается, но и ароматизируется: данный запах был специально создан для Бурж Халифа! Игольчатый шпиль над основным строением, помимо декоративной функции, несёт ещё и коммуникационную, поскольку оборудован необходимой ТВ & радио аппаратурой. Площадь стеклянных светоотражающих панелей на этом стильном гиганте равна приблизительно 17 футбольным полям…
Не быстро спустившись вниз, мы перешли по красивому мостику в торгово-гостиничный комплекс Al Bahar: рассматривая сверху панораму Дубая, я обратил внимания на небольшой, но заметный островок практически под ногами, в каких-то полутора сотнях метров от высотки. Кроме базара с обычными магазинами и бутиками, там расположился целый ряд 5-звёздных отелей. Правда не везде по территории пускают, но зато открывающийся с той стороны вид нам понравился необычайно – описать сложно, просто надо обязательно там пройтись и посмотреть: сделано с большим вкусом, изыском и любовью: озерца, бассейны, фонтанчики, даже есть своя маленькая плотина, и всё это на фоне Бурж Халифа. Самые лучшие наши фотки, пожалуй, оттуда! Время ещё позволяло, поэтому сев в такси мы решили съездить в Мадинат Джумейру - арабскую Венецию: Дубаи всё больше продолжал нас удивлять. Машины подвозят своих пассажиров к входу на рынок (souk), сразу буквально несколько шагов назад и с бетонного моста открывается великолепный вид на гармоничное соседство восточного базара, изумительных каналов и шикарных ресторанов, а так же грациозный Бурж Аль Араб, или чтоб понятней - отель «Парус», символ Дубая.
«Madinat Jumeirah» – на самом деле это современный курортный комплекс, состоящий из торговых площадей, общепита, а так же группы основных строений: две супер гостиницы (Mina A’Salam и Al Qasr) с 29ю роскошными виллами и 7ю королевскими особняками, приправленной пышной зеленью окружающих садов и 3,5 водными километрами живописной глади каналов, пересекающих всю территорию комплекса и воедино соединяющих эти здания. Вся территория, занимающая почти полмиллиона квадратных метров, выполнена в классическом арабском стиле, но с применением, как там обычно уже принято, самых современных технологий. Это позволяет гостям перемещаться по ней не только пешком или на электромобилях, но и на лодочках abra, специальных надводных такси. Теперь при наличии желания и, конечно же бабла, каждый там сможет определённо почувствовать себя настоящим шейхом и вкусить все прелести жизни, доступные прежде лишь правителям Востока…! Нам же, простым смертным, получилось удачно приобщиться к русскоговорящей группе, гид которой отлично разбирался в извивающихся и похожих одна на другую улочках тамошнего рынка, представляющего собой яркое сочетание древнего арабского стиля и модернового дизайна. Вот тут-то мы и вкусили атмосферу настоящего восточного базара с открытыми лавочками, необычными галереями выставленных изделий от местных ремесленников, окружающей суетой, неповторимой тёплой атмосферой и радостными лицами, как мастеров, так и посетителей. Произвела впечатление и архитектура самого Мадината, имитирующая старинную арабскую цитадель: её многоуровневые строения, башенки, переходы, а так же водные каналы как будто пропитаны историей – кажется, что арабская сказка здесь стала былью! В воздухе повсюду витают ароматы кофе, парфюмерных масел и ещё какие-то непривычные для европейского носа запахи. Сидя в тени раскидистых пальм начинаешь невольно впитывать тонкие флюиды богатства и неги, навеянные сказками тысячи и одной ночи. Венчают весь этот колоритный ансамбль открытый амфитеатр Madinat Arena, способный принять до 4500 гостей одновременно, и роскошный Madinat Theatre. Гид так же поведал, что прилегающий ночной клуб Trilogy, вмещающий 900 человек - это немногое из тех увеселительных заведений в городе, где наливают алкоголь.
Покинув этот красивейший комплекс, мы решили подойти чуть ближе к гордо возвышающейся на искусственном острове роскошной Арабской Башне – «Burj Al Arab». Отель до недавнего времени был самой высокой гостиницей в мире (321 м), но остался единственными самопровозглашёнными 7-звёздочными апартаментами, чьи номера относятся исключительно к люкс-категории. Соорудили бывшее в 1999 году чудо в достаточном удалении от берега, чтобы тень от него никоим образом не могла падать на другие близлежащие отели прибрежной гостиничной зоны. Здание хоть и красивое, но уже не так поражает среди более вычурных высоток. Частный островок, на котором он стоит, соединяется с береговой линией изогнутым мостом: вот только к нему свободно и можно подойти, далее КПП с бдительной стражей; соответственно, издалека и фотографироваться удобней. Буквально в двух шагах незаметно расположился вход в аквапарк «Wild Wadi», но его надо припасти на утро, а в это время суток только огромная очередь на такси из накупавшихся отдыхающих. Ознакомившись с нюансами его работы, мы свернули на проспект Al Sufouh Road, подойдя к волнообразному по форме отелю Jumeirah Beach Hotel, а там сразу за ним начинался открытый городской пляж, о котором я уже упоминал выше. Конечно, купаться в это время уже не стали, но ноги помочили: ловили тихие волны далёкого отлива, дурачились вместе с остальными такими же как мы, разноязычными любителями ночных гуляний, просто наслаждаясь беззаботным отдыхом в этой замечательной стране и городе Дубаи...
В 2006 году напротив Дубай Интернет Сити "выросла" очередная местная знаменитость - Пальма Джумейра, которая неплохо просматривалась из окон верхнего ресторанчика нашего отеля, и было бы совершенно непростительно не почтить её своим вниманием. Palm Jumeirah – рукотворный остров роскоши, занимающий 25 насыпных километров в квадрате, уходит в море на целых 5 км. Этот проект является в своем роде единственным: 800 футбольных полей, связанных с материком трёхсотметровым мостом. Его уникальная форма позволила добавить более полутысячи километров к береговой линии Дубая, увеличивать которую есть любимое занятие местных архитекторов. Искусственный континентальный остров имеет вид пальмового дерева, которое в течение многих столетий служило верным источником арабского хлеба - фиников. Оно состоит как бы из ствола, кроны, и окружающего остров полумесяца, сформировавшего 11-километровый барьер-волнорез, защищающий пальму от стихии; а на нём возвели самые крутые отели известнейших гостиничных сетей. Для комфортного перемещения по территории острова этот внешний почти круг связан с верхушкой "пальмы" подводным авто туннелем, по три полосы в каждом направлении, и когда едешь по той дороге, то невозможно догадаться об его неприродном происхождении. На шестнадцати образующих крону "пальмовых ветвях", разместились соответственно 16 микрорайонов, где уже выросло 2000 эксклюзивных вилл, различающихся по площади и дизайну, большинство из которых уже раскуплены богатыми и знаменитыми. Дороговизна реализации самой конструкции "Пальмы" не позволила строителям возводить жильё эконом класса, поэтому для окупаемости потребовались лишь элитные проекты: на "стволе" появились два десятка таунхаусов с несколькими тысячами апартаментов, из которых открываются живописные виды либо на море, либо на вычурные каналы, образованные "веточками" пальмы. Тут же в центре расположились скверы, рестораны, несколько торговых комплексов - куда же без них. Кроме этого, на территории Пальмы Джумейры архитекторы устроили огромный тематический парк водных аттракционов в стиле Атлантиды – основную достопримечательность острова.
Такси высадило нас прямо у входа в курортный комплекс «Атлантис», состоящий из нескольких зон отдыха. Более трети занимает водный парк Aqua venture, самый великолепный на всём Ближнем Востоке. Ещё есть дельфинарий Dolphin Bay – один из уникальнейших ареалов в мире, когда-либо созданных для этих умных млекопитающих. Затем аквариум Затерянный Мир, куда создатели поместили около 65 тысяч морских обитателей: в их числе акулы, огромные сомы и арапаймы (крупнейшие пресноводные рыбы этого мира, живые ископаемые): это наибольшая в мире искусственная экосистема! Для тех, кто хоть когда-то мечтал найти свою Атлантиду, то эта мечта может сбыться именно здесь - "руины" затонувшего легендарного материка можно посмотреть, свободно прогуливаясь в подводном лабиринте The Lost Chambers. Прайс на все эти развлечения существенно зависит от выбора количества мест посещения, и целого множества других факторов, даже от времени года – там полно рекламных флайеров в т. ч. и на русском языке. Гид из нашего отеля порекомендовала именно его, а не просто аквапарк Wild Wadi без этих ярких приложений, посему Атлантис в обязательном порядке мы оставили на последний день своего тура.
Hotel «Atlantis - The Palm 5*» – это волшебный уголок острова Пальма Джумейра! По крайней мере так говорится в путеводителе… Если вы не его гость, то поспорить с этим довольно трудно, можно только обойти со стороны искусственной каменной косы, где и тусуется основная масса любителей хороших фотоснимков: красивые лужайки, цветники, пальмы, яркие виды на необычный дворцовый стиль очень помпезной гостиницы. Сам отель на полторы тысячи номеров представляет собой две величественные башенки, обрамлённые куполами с витыми шпилями, и связывающим их арочным мостом. Он претендует на звание самого большого хоутела в ОАЭ. В Nete писали, что 4 года назад он сильно горел, но на сегодня об этом абсолютно ничего не напоминает, и выглядит он просто божественно. Кстати сказать, гости этого рая на земле могут бесплатно пользоваться аквапарком и со значительной скидкой остальными увеселениями. C весны 2009 года тут решена и проблема общественного транспорта, связывающего остров с городом: туда-обратно можно свободно добраться трёхвагонным монорельсовым поездом (не путать - к городскому метро он не имеет никакого отношения!) Цена разового проезда в одну сторону 15 дирхам и 25 в обе стороны, ехать около шести минут, по расписанию. Дорога так же полностью автоматизирована, тем не менее, машинист там рулит. Весь путь проложен поверху моста, с которого открываются отличный обзор залива, прибрежной зоны и нового района Дубая. Пока введены в действие всего две станции: Atlantis Aquaventure – Gateway, т.е. первая и последняя. На остальных двух промежуточных, вагоны лишь приостанавливаются, но двери не открываются, ведь стройка ещё не завершена; а где-то на середине пути состав будет проходить сквозь игольчатое "ушко" отеля Дональда Трампа. Хитрые арабы на многих картах города уже рисуют это здание целиком, хотя я обнаружил только глубокий бетонный котлован его фундамента. Писали, что уже в 2012м данный моно ж/д транспорт свяжут с сетью трамвайного сообщения, а с него в свою очередь, можно будет легко пересесть на "красную" линию Дубайского метро - вот тогда-то однорельсовая дорога Пальмового острова и должна стать полноправной частью единой транспортной сети города. Но, ни одного трамвая на улицах города не видать: значит пока индо-пакистанские гастарбайтеры не в теме относительно грандиозных планов шейха Мохаммеда Аль-Мактума! Поэтому выйдя из поезда, ничем другим как такси из подземного перехода конечной стации не уехать, а добраться куда-либо пешком просто не реально.
Ну и последнее про Palm Islands: на сегодня Пальма Джумейра – самый маленький, но и самый оригинальный из трёх Пальмовых островов амбициознейшего проекта по сооружению наивеличайших искусственных островов ("пальм") в этом мире. Своеобразное восьмое чудо света, где будет можно сладко отдыхать и круглосуточно тратить свои деньги. Его оригинальность заключается в том, что сравнивать пока ещё не с чем: из трёх намытых кусочков земли, как задумывалось, пока функционирует и то частично, он один. Два же других острова - «Пальма Джебель Али» и «Пальма Дейра» ещё далеки от стадии завершения: работы на них были остановлены после начала кризиса-2008 и соответственно, с падением спроса на недвижимость. Не на последнем месте в списке Дубайских достопримечательностей находился бы и комплекс «Мир» (The World) - так же искусственный архипелаг, состоящий из 250 отдельных друг от друга островов; все они вместе должны будут напоминать поверхность нашей планеты. Ныне никакого заметного строительства ни на одном из двух последних не ведётся: к примеру, Мировая пальма в виде безжизненных полосок суши хорошо просматривалась с того пляжа, на котором мы отдыхали почти каждый день…
Снова такси и опять проспект Шейха Зайеда – в этом мегаполисе просто безумное количество небоскрёбов, на сегодня уже сооружённых их перевалило за две сотни; и половина из них выстроилась вдоль этой трассы (другая часть, как я говорил выше - в Дубай Марине). Если посчитать количество высоких и сверхвысоких домиков, то в этом отношении Дубаи обогнал уже самые крутые супер сити нашего света, в т. ч. Нью-Йорк с Гонконгом – глядя на их нестройные ряды, создаётся такое ощущение, что высоток тут больше, чем девятиэтажек в любом постсоветском городе! В этой стране, и Дубае в первую очередь, Восток тесно переплетён с Западом, а древность с современностью, что придаёт ему неповторимую притягательность и удивительную атмосферу (это из путеводителя). Как только в Дейре наша машина подъехала к Насер-Скверу, её сразу же обступило несколько человек, у одной из которых на футболке была надпись “продаю шубы и дублёнки”. У меня что, на лбу написано, откуда мы прилетели, ведь я не успел ещё сказать и слова?! Они бойко говорят по-русски и ведут себя довольно нагло – за неделю пребывания в ОАЭ, мы от такого уже отвыкли, как будто снова оказались в домашней обстановке. Правда, эти торгаши так же быстро отстают, услышав нет. Оказывается, вот в чём заключается удивительная атмосфера старой доброй Дейры – если вы здесь не остановились в отеле (не дай Бог, особенно после его сравнения с новым районом Теком), то фактически все сюда приезжают только для того, чтобы отовариться: к вашим ногам лягут знаменитые на весь мир базары. Отдельного упоминания достойны старинный крытый рынок, дубайский золотой базар, а также рынки электроники, авто, парфюма, рыбный базар, овощной и рынок специй. Это настоящий людской муравейник, испещренный узкими запутанными улочками, на которых дешёвые забегаловки соседствуют с магазинами, продающими практически любые товары. Кругом радушные торговцы и… сплошная, будто на родине, русская речь: это целый Клондайк для наших соотечественников, кто хочет занедорого прикупить, в том числе, и некитайскую качественную одежду. Особенно много нашего брата в шмоточно-обувных магазинчиках и маркетах: от богатства выбора и невысоких цен у меня порой глаза округлялись так, будто я периодически попадал в женскую раздевалку. С другой стороны, чтобы там действительно найти среди десятков тонн разнообразных тряпок подходящие для каждого вещи, необходимо потратить целую уйму сил и времени, а ведь именно последнего здесь у нас было так мало. Ну и, конечно же, шубы – именно за ними сюда многие русские приезжают специально. На каждом шагу, их предлагая, вас чуть ли не хватают за руки, пытаясь заманить в свои скрытые в глубине дворов торговые точки, ибо конкуренция здесь у них, как я понял, просто невероятная. По ценам на тот кожмех ничего сказать не смогу: мы прилетели сюда в общем-то не для этого, да и ведь наши крымские зимы довольно тёплые. Так же точно пристают и по продаже или съёму дубайской недвижимости, и точно такие же по-нашему говорящие, сходу вычисляющие из толпы руссо туристо. Вся эта уличная суета, полувзгляды и шептания, резко отличимые от современного жизни в районе новостроек, создают какую-то нездоровую атмосферу, может быть на грани с уголовщиной – но это лично моё мнение. Где-то в Nete я прочитал нечто подобное: можете не волноваться, вы не встретите попрошаек, у вас ни кто не вытащит бумажник из кармана, не дёрнет сумку и не обманет. После посещения Дейры у меня сложилось впечатление строго противоположное этому; к тому же мы не раз видели разных тёмных личностей, зовущих нас куда-то в темноту, или же прямо с рук пытающихся недорого продать явно ношенные смартфоны, часы, сумки и т.д. Делая вводный экскурс о городе, наш отельный гид неспроста упомянула, что сюда она вообще никогда не заезжает. Как и про обеспокоенный шейханат этого эмирата, который конечно не собирается мириться с таким положением дел в старом городе, поэтому планирует в скором будущем полностью перестроить эту неуютную (для кого как) часть прежнего Дубая, а заодно и очистить его от всех левых торговцев. С другой стороны, нам попадались яркие белокурые девчушки, в одиночестве прогуливающиеся по вечерним кварталам Дейры, и наверняка пребывающие в полной уверенности о своей безопасности – и разве поймёшь, что за мысли роятся в прекрасных головках уверенных в себе наших блондинок? Хотя в Интернете вся без исключения реклама только и трубит, что жить, отдыхать и шопиться тут абсолютно безопасно: ведь местные законы очень строги, что при выявлении даже небольшого криминала сразу же последует депортация виновного из этого богатого места, а соответственно потеря работы и хоть какого-то дохода...
В любом случае они очень колоритны (конечно же, не дэвушки, а старые городские улицы в Дейре и Бар-Дубае), поэтому не побывать там, значит не ощутить ослепляющего разнообразия так радующих глаз драгоценных металлов и камней: на дубайском золотом рынке ежедневно выставляется на продажу около 10 тонн золота. Это значит не полюбоваться отменные тканями и восточными коврами ручной работы, а то кое-что и прикупить: текстильный базар в Бар-Дубае – целая сокровищница красок, фактур, рисунков и вышивок со всего света. Это значит не почувствовать запахи всех мыслимых и немыслимых пряностей мира на старейшем рынке специй, встречающем своих посетителей мощнейшей смесью ароматов. Это значит не подивиться изобилию даров океана на рыбном рынке, где шустрые и очень добродушные продавцы не только попытаются помочь вам разобраться в ассортименте свежевыловленных представителей подводной фауны, а и при вашем желании тут же быстро их приготовят. (Да и сами по себе процессы чистки, а потом рыбно-креветочно-крабная торговля доведены до такого совершенства, что стоят того, чтобы за ними понаблюдали). И, в конце концов, значит не окунуться с головой в обыкновенную человеческую радость от приобретения новой одёжки, или какого-либо автомобильного аксессуара, или же обычной детской игрушки по весьма умеренным ценам. Только здесь возможно испытать настоящий взрыв всех чувств и эмоций; тут жизнь не затихает ни на минуту и по-настоящему можно пробежать сквозь время веков. Ну, и каждый рано или поздно для себя здесь найдёт то, что ищет: ведь поэтому большинство людей приезжает в Дейру только ради этого одного нескончаемо огромного базара. И вряд ли удастся подобрать те слова, которые бы описали всё это взаимно противоположное как единое целое… Кстати говоря, за исключением рыбного, по всем рынкам (или сукам - от арабского souk) лучше всего бродить во второй половине дня, когда торговля идёт особенно бойко. И главное – не забывать всегда страстно торговаться!
Благодаря множеству исторических объектов, каждый путешественник, и я в том уверен, просто обязан уделить внимание этому району. Поэтому на следующий день только уже в светлое время, мы ещё раз поехали в старый город. Начали с Бастакии – старейшего историко-культурного места в Бар-Дубае, с которого когда-то и пошёл сам Dubai. Своё название Bastakiya получила от иранского местечка Бастак, с которого в самом начале XIX века, после значительного повышения налогов у себя в стране, и наводнили здешние земли купцы-иммигранты. С тех пор в Дубае пошла активная торговля, а слава о его рынках распространилась на всю Аравию. Отличить те кварталы совсем не сложно: они состоят из довольно изысканных домов-укрытий с прочными и высокими стенами, похоже, недавно восстановленные. Двигаясь по узким и почему-то практически безлюдным в этот час улочкам, сразу обращаешь свой взгляд на высокие квадратные башенки, которыми здесь утыканы практически все старинные здания. Но оказалось, что они не являются какими-то элементами украшения, как мы сначала подумали, а всего лишь необходимостью для проживания в этом пустынном регионе: симпатичные баржиль (башни) стали прообразами современных кондиционеров, улавливающими малейший ветерок и по воздуховодам направляющими его в ниже распложенные комнаты, тем самым в жару их неплохо охлаждая. С внешней неприступностью зданий резко контрастируют тенистые, богато отделанные декорациями, внутренние дворики: ныне старинные дома превратились в прохладные кафешки, торговые точки и галереи, среди которых легко затеряться в пространстве и во времени. Вообще, когда гуляешь по Бастакии, будто переносишься в прошлые столетия...
В Bur Dubai так же ещё находится Diwan – это учреждение, где правительство эмира занимается государственными делами. Как и чуть подальше в соседствующем микрорайончике Шиндага не так просто найти домик-музей мудрейшего шейха Саида Аль-Мактума (вход в Heritage Village). Скромный особнячок когда-то был ставкой у дедушки нынешнего эмира, правившему в прошлом веке городом и эмиратом почти полста лет. После его смерти здание снесли, но в 1980х отстроили заново, открыв для всех желающих в качестве музея. Сегодня Al Shindagha служит гордым напоминанием о до нефтяной эре Дубая, бесплатно экспонируя множество занятных исторических документов, литографий, писем, карт, монет и одежды, впитавших дух недавнего прошлого Дубая. Для тех, кто интересуется арабской культурой, музей эмира может стать прекрасным местом для изучения Ближнего Востока.
Среди тесных зданий недалеко от берега Дубайской бухты спрятался довольно незаметный форт Аль-Фахиди, возведённый в конце XVIII века. Когда-то он охранял город от набегов соседних племён, а потом в разное время служил как резиденцией для местных правителей, так казармой и тюрьмой. Пожалуй, он является первейшей постройкой Дубая. В 1971 году старая крепость превратилась в городской краеведческий музей, что дало ей вторую жизнь. Вход туда стоит всего три дирхама, и познакомиться с музейной выставкой, к тому ж за такие деньги, однозначно стоит: осмотр займёт с полчаса. В небольшой цитадели кроме маленького дворика с экспонатами, ещё и оборудованы обширные подземные галереи, где демонстрируются предметы обихода, оружие и инструменты прошедших веков, представляющие традиционный уклад бывшего Дубая. А так же мультимедийная презентация и сделанные с высоты птичьего полёта огромные фотографии повествуют о том, как преображался облик города с 1950х после начала добычи нефти. Отдельного внимания заслуживают реалистичные диорамы с восковыми фигурами в полный рост, показывающие сценки из жизни его жителей: в мечети, на рынке, в школе, в мастерских ремесленников, в доме зажиточного горожанина, в шатре бедуина, на постройке корабля, ну и, конечно же - ловле жемчуга, как традиционному аравийскому промыслу.
Затем мы немного побродили по симпатичному текстильному рынку и сразу за ним на лодочной пристани, сев на абру, по удивительно смешной цене пересекли Дубайскую бухту Крик: плыть не более десяти минут. Абра – это старинное водное такси, но уже с дизельным моторчиком, изготовленное в виде длинной лодки из дерева, в которую максимум помещается около двух десятков пассажиров, сидящих по центру спинами друг к другу. Снуёт их там немало - я читал, что-то около полутора сотен штук: порою, их рулевым, стоящим за штурвалами по самые плечи в самом её центре (интересно, что при этом видят эти низкорослые абреки), приходиться в сторонке дожидаться своей очереди. Для всех туристов эта переправа с одного берега на другой является забавой, для местных же трудящихся – необходимостью; но почему такой крошечный прайс, ведь один дирхам даже здесь, это не деньги?
Дубайский залив или правильнее бухта Creek, вдаётся внутрь города на 8 км и рассекает его надвое: маленькую восточную часть Дейру и огромный западный Бар-Дубай. По сей день этот водораздел день служит гаванью для традиционных арабских транспортных средств: крошек абр и доу - судов классом выше, но таких же старых, скрипучих и облупленных (конечно, для туристических прогулок по Марине и Крику их вылизывают и обустраивают под новые). И здесь же, буквально из-под ног взмывают в небо удивительные сияющие здания из стали и стекла, с которых начинаются деловые кварталы – старина и модерн, как это здесь принято, в неразрывно-крепкой связи. Прогуляться по длиннющей лодочной пристани, попивая из кокоса сок, а заодно поглазеть на швартовку, погрузку/разгрузку этих необычных для нашего глаза доисторических корабликов разномастных заморских купцов; понаблюдать за бытом их чумазых команд, тут же, не обращая ни на кого внимания, приготавливающим себе на открытом огне еду прямо на палубе, а потом так её поедающих, будто не видели пищи много дней – в этом тоже есть свой цимус. (Для кого-то это целая жизнь, для других – опять же, неповторимое развлечение). По первому взгляду на берегу царит хаос, но хорошо управляемый кем-то невидимым, с плавно нарастающей к вечеру после дневной жары активностью. Повсюду суетится народ и кантуется огромное количество тюков со всевозможными товарами, собранными со всего света – как в кино про "Синдбада-морехода": будто сегодня не существует современных паромов, длинномерных автофургонов и ж/д транспорта (вот последнего-то и нет, его строительство пока только в проектах). Во время экскурсии по Абу-Даби /о ней чуть ниже/, наш гид объяснила, что общая атмосфера этой кипучей жизни сохранились на лодочной пристани с первых дней истории Дубая, до нашего времени мало изменившись… Чтобы уехать в даунтаун, через череду нескончаемых рынков мы снова вышли к Baniyas Square или как чаще здесь можно услышать Насер-Сквер: всё такие же толпы русскоязычных продавцов и покупателей, на тротуарах хлам и повсеместная грязь, даже запахи - и те совершенно иные; а в результате хоть и колоритные, но в большей мере совсем не восторженные воспоминания о Дейре – как будто это совершенно другой город, другая страна и другой мир! Пройдясь чуть подальше, дабы не пересаживаться, на площадь Union Square с большим, но некрасивым старым фонтаном, мы спустились в одноимённую станцию метро, оно здесь подземное. "Юнион-Сквер" в этой развязке видимо играет ключевую роль: на том месте пересекаются красная и зелёная линии не длинного, но запомнившегося Дубайского метрополитена - поэтому её сделали самой большой и красивой из всех, которые мы видели...
О стране «ОАЭ»
О курорте
Оцените отзыв
5.0
16 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(3)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет
Натали (Тверь)
19.03.2013 12:08
В Дубай-Марине нужно было к пляжу идти мимо отелей ,там везде сквозные проходы к морю
Олег (Серпухов)
20.03.2013 13:04
Очень хороший отзыв!!!Много трудов приложено))СПАСИБО!
Про дешевизну-дороговизну такси... те машины, которые предлагают свои услуги прямо у дверей отеля, на удивление, работают по тем же тарифам! что и муниципальные:) Сама пользовалась! Ну, может чуточку дороже - при посадке не 3, а 4 дирхама, но комфорт ощущается:))) А если говорить про государственное такси, то временами было очень даже выгодно его использовать, например за поездку от отеля до Атлантиса мы заплатили всего 25 дирхам:)