Афины глазами художника Алекоса Фассианоса

Афины глазами художника Алекоса Фассианоса

Греция, Афины
Следуйте за фантастическими птицами и древнегреческими амурами вокруг Афин, пока мы исследуем город через работы греческого художника Алекоса Фассианоса. Кириакос Спироу

Вселенная Фассианоса

Работая как в Греции, так и за рубежом, плодовитый греческий художник и скульптор Алекос Фассианос (1935–2022) создал одни из самых узнаваемых образов греческого искусства 20-го века. Вы, вероятно, уже встречали одну из его ярких картин, на которых изображены амуры, птицы и велосипедисты, выполненные в глубоких красных и синих тонах, часто с золотыми штрихами. Покойный художник родился и вырос в Афинах и глубоко любил свой город и всегда использовал его как источник вдохновения для своих работ. В этом кратком путеводителе мы исследуем центр Афин глазами художника, следуя серии созданных им общественных фресок и скульптур, которые приглашают нас увидеть город в ином свете – его собственном.


Перемещаясь между Парижем и Афинами большую часть своей жизни, Фассианос выставлялся в крупнейших музеях и галереях по всему миру, а в 2004 году Национальная галерея в Афинах провела крупную ретроспективу его работ. Однако его влияние простирается за пределы башен из слоновой кости изобразительного искусства и вплоть до области поп-культуры: когда вы входите в вестибюль, офисное помещение или гостиную в Афинах, есть вероятность, что где-нибудь на стене висит плакат Фассианоса. Несколько его картин даже появились в эпизоде американского ситкома «Золотые девчонки» (это 2-й сезон, 8-я серия, на случай, если затронуто ваше любопытство).

Фассианос вырос в районе Агиос Павлос, недалеко от Метаксургио. Его детство совпало с межвоенным периодом и бурными 1940-ми годами, временем, когда Афины выглядели совершенно иначе, чем сегодня. Улицы были застроены низкими таунхаусами в неоклассическом стиле, каждый из которых имел собственный тихий задний двор, а в кварталах все еще были десятки небольших магазинов и ремесленников, которые поддерживали жизнь на улицах в течение дня. Фассианос вырос в одном из таких домов, и именно это скромное и мирное детство другого времени задало тон почти всему его творчеству. Его семейный дом в Агиос Павлос сегодня является музеем Алекоса Фассианоса, который открылся в начале 2023 года.


На протяжении всей своей карьеры Фассианос искал вдохновение в народном и классическом греческом искусстве. И даже когда его предметом была жизнь в современных городах, он трансформировал этот контекст в почти мифическую обстановку, возможно, с тем, что можно было рассматривать как ностальгическое чувство по более простой жизни и невинным годам до массовой урбанизации Афин. В своей работе он постоянно обсуждает свои отношения с городом, свои воспоминания и свою художественную чувствительность в контексте быстрых изменений города на протяжении 1960-х годов. Результатом является разнообразный словарь визуальных символов — людей, мифических персонажей, животных, растений, насекомых — который часто называют «Вселенной Фассианос».

Тотальное художественное мировоззрение

Будучи всегда любознательным и творческим человеком, Алекос Фассианос любил работать с широким спектром художественных средств. Он писал холсты, а также создал несколько невероятных фресок. Он сделал бесчисленное количество литографий, рисунков и плакатов, а также работал с мастерами по металлу над созданием бронзовых скульптур. Ему даже нравилось делать мебель для собственного дома. Фассианос также написал серию книг, в которых записал свои воспоминания о старых Афинах, а также свои художественные принципы. По его мнению, не было различия между тем, что мы называем изобразительным искусством и функциональным искусством; вместо этого он считал, что искусство должно быть вокруг нас повсюду, и им можно наслаждаться во все времена, а не только в стенах галереи или в форме редкого шедевра.


Его идеи о полностью заранее спроектированной городской среде были продемонстрированы в книге Gia Mia Anarchi Poli («Для нерегулируемого города», 2004), которую он написал в соавторстве с архитектором Тассисом Папайоанну. В предисловии к книге Фассианос сожалеет о суровом характере современных Афин, где можно увидеть «высокие здания рядом с низкими… смесь различных стилей и мнений». Он и Папайоанну представляют проекты и рисунки с новым подходом к афинскому общественному пространству, где гармоничный визуальный результат будет достигнут в любом масштабе, от величественных архитектурных фасадов и планировки улиц до автобусных остановок, скамеек и вывесок. В этой книге мы можем увидеть, как воображение Фассианоса применяется к городскому масштабу, и как его так называемая вселенная оживает, чтобы создать полную среду для повседневной жизни.

Чертежи и идеи, содержащиеся в Anarchi Poli, так и не были реализованы в целом, но Фассианос стремился применить свои концепции к различным пространствам и объектам, которые он создавал для себя и своей семьи. С точки зрения архитектуры здание музея Фассианос, спроектированное архитектором и близким другом Кириакосом Крокосом и созданное с помощью Фассианоса, является простым примером того, как он хотел включить художественные элементы в само здание. Он проектировал узоры и мозаику на бетоне еще до его отливки и сам создавал все детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток; особенно фасад тщательно продуман, чтобы быть дружелюбным, человечным и приятным для глаз.


Для своего дома в районе Папагу Фассианос создал еще одну такую же тотальную среду, где он сам проектировал каждый предмет мебели (он вообще ненавидел вещи массового производства) и добавлял специальные пигменты в раствор на стенах вместо того, чтобы закрашивать их. Поместье Алекос Фассианос сделало большую часть дизайнерских работ покойного художника доступными для публики в сотрудничестве с афинской галереей Carwan Gallery, чтобы познакомить больше людей с этой ранее неизвестной частью его творчества.

Паблик-арт Алекоса Фассианоса, который вы можете посетить

Что касается общественного пространства, у Фассианоса было несколько возможностей воплотить свои идеи в городской среде благодаря заказам, которые он получал на протяжении многих лет на общественные скульптуры. Результатом большинства этих заказов стали произведения искусства, скульптуры и фрески, которые теперь являются частью города и потока жизни на его улицах. Другие носят функциональный характер, во многом в духе его идей Анархической Политики.

Источник: thisisathens

Карта блога
Читайте также:
Приготовьтесь к пробежке в Джерси фото
Приготовьтесь к пробежке в Джерси
Читать