Немало черт культуры майя скрыто в том, что кажется просто яркой одеждой. На самом деле традиционный текстиль — это визуальный код, язык, в котором каждая линия и узор имеют значение.
Женщины майя, особенно в высокогорных деревнях, до сих пор ткут вручную свои хуипили (традиционные блузы), фахи (пояса), юбки и головные повязки. Каждый элемент отражает как региональную принадлежность, так и социальный статус, семейную историю, а иногда и духовные аспекты. Например, определённые узоры могут быть связаны с мифами, космосом, животными или праздниками.
Для многих гватемальцев — особенно женщин — ткачество не только ремесло, но и форма сопротивления ассимиляции, способ сохранить культурную автономию. Женские кооперативы и ассоциации играют важную роль в сохранении традиционных техник, включая трудоёмкое ткачество на поясных станках, которое передаётся из поколения в поколение.
Ткань становится своеобразной хроникой, в которой вплетаются не только эстетика, но и философия. Многие узоры символизируют связь человека с природой и космосом — от стилизованных маисовых початков до стихий, звёзд и животных-покровителей.
Интересно, что в последние десятилетия возрождается и традиционный мужской текстиль, который раньше был вытеснен европейским влиянием. Молодые мужчины всё чаще надевают тканыe рубашки и накидки на праздники и обряды, демонстрируя свою идентичность с гордостью.