Аксум - столица древнего царства, которым правила династия соломонидов, считавших себя потомками царя Соломона и царицы Савской. Город буквально излучает ауру древности. Рассказывают, будто Эфиопский царь Менелик вывез из Иерусалима ветхозаветный ковчег, и с тех пор он тайно хранится в церкви Девы Марии в Аксуме.
Царство Аксум сложилось еще в первые века нашей эры и достигло наибольшего расцвета в IV—VI вв. н. э. К этому времени Аксум вел оживленную торговлю с Римско-Византий-ской империей, Индией, Египтом и некоторыми странами Ближнего Востока. Найденные остатки алтарей, статуй, гробниц, обелиски, храмы с лепным орнаментом и особенно золотые, серебряные и медные монеты собственной чеканки — все это говорит о высоком уровне культуры его древних обитателей и развитом для того времени хозяйстве.
Священное назначение Аксума всегда служило городу защитой, он никогда не подвергался нападению во время многочисленных междоусобиц. Рассказывают, что однажды некий галльский вождь покусился ограбить Акеум, но при въезде в город бесследно провалился вместе со своим конем. Однако после падения Римской империи об Аксумском царстве забыли и не вспоминали почти до эпохи крестовых походов. Тогда по Европе стали распространяться слухи о христианском царстве пресвитера Иоанна, которое находится где-то на востоке и терпит бедствия от «неверных». Таким образом, крестоносны устремились, кроме освобождения Гроба Господня, еще и на помощь единоверцам. Но где находилась держава пресвитера Иоанна, в Европе представляли весьма смутно. Впервые точные сведения об Эфиопии получили португальцы, так как их король Энрике Мореплаватель был правителем весьма прозорливым. Он стал посылать своих послов, а зачастую и шпионов, во все края света, чтобы они собирали сведения о восточных странах, которые персы отрезали от Европы. В конце VI века Южную Аравию захватили персы. Аксум сохранил свою независимость, но его торговля с азиатскими странами была подорвана. Однако еще и в начале VII века авторитет царя аксумитов был столь высок, что на его помощь и защиту надеялись первые мусульмане, покинувшие Мекку из-за гонений. Веротерпимость эфиопских царей была известна далеко за пределами царства, поэтому пророк Магомет и повелел своим родственникам, и близким последователям отправляться на юг. «Бегите в Эфиопию, — сказал он им, — царь которой никого не угнетает». В конце VIII века Аксумское царство было окончательно подорвано, и священный город Эфиопии опустел. Но несмотря на перенесение столицы страны в другое место, а также на все исторические превратности судьбы, Аксум еще и в XIX веке был весьма значительным городом. В настоящее время Аксум, который, по преданию, был основан внуком Ноя, — это небольшой тихий городок, но и до сегодняшнего дня он остается религиозным центром Эфиопии.
Выращивабт специи.
В Аксуме есть международный аэропорт, расположенный на высоте 2108 метров над уровнем моря, аэропорт располагает одной асфальтированной взлётно-посадочной полосой длиной 2400 метров и шириной 45 метров.
Главными аксумскими памятниками в городе являются стелы.Самое большое их число лежат в Северном парке стел. Обелиски разных размеров, самая крупная — Большая стела высотой 33 метра, которая, как считается, упала во время сооружения. Самой высокой является 24-метровая Стела царя Эзаны. Ещё одна стела, похищенная итальянской армией, была возвращена в Эфиопию только в 2005 году, и по состоянию на июль 2008 года находится в процессе установки по данным на июль. Считается, что стелы отмечают могилы. По бокам у них были прикреплены литые металлические диски с резными архитектурными формами. Стелы Гудит к западу от города, в отличие от северного участка, перемежаются могилами в основном IV века. Среди других достопримечательностей города — церковь Святая Мария Сионская, построенная в 1665 году, в которой, как говорят, хранится Ковчег завета (одноименная известная церковь XII века с тем же именем находится по соседству), археологический и этнографический музеи, камень Эзаны с надписями на сабейском языке, языке геэз и древнегреческом языке аналогично Розеттскому камню, могила царя Базена (мегалит, который считается одним из самых ранних сооружений), так называемые Бани царицы Савской (а фактически — хранилище для воды, дворцы Тааха Марьям IV века и Дунгур VI века, монастыри Абба Пенталеон и Абба Ликанос и петроглиф Львицы из Гобедры.