ИндияИстория
Золотой фонд
1500000000 человек
7
Хорошо
Март 2023
дата поездки
26.04.2023
написано
1500000000 человек

Индия – это не только Маугли, бандерлоги, чай и слоны, но еще и 3 000 000 кв. км площади и 1,5 миллиарда населения. И уж, конечно, за время существования Индии там скопилось огромное количество разных исторических мест. Опять же из Индии вышли такие религии, как индуизм и буддизм.

Что бы до нас не дошли все эти материальные, исторические и культурные ценности, Индию завоевывали и грабили монголы, персы, даже Александр Македонский тоже приложился, не говоря уже об англичанах. И все ударными темпами вывозили золото и драгоценные камни. Т.ч. все, что сейчас можно посмотреть в Индии – это случайно оставшееся от разграбления и просто злостного уничтожения.

Как обычно, мы планировали поездку за несколько месяцев. Вначале купили билеты на те даты, когда один из российских туроператоров везет в Индию свою группу и принялись искать индийского туроператора, который нам предложил бы хороший тур. Если бы мы не нашли ничего подходящего, то всегда могли бы присоединиться к российской группе. Даты поездки  выбирали, что бы захватить сухой сезон (до начала мая), но и не сильно детей сорвать с учебы.

Все удачно состыковалось: мы нашли адекватных местных ребят с русскоговорящими гидами, чуть подкорректировали базовый маршрут, согласовали уровень отелей, наменяли валюты, ну и поехали…

Вначале немного общих впечатлений

1.       Гид практически по официальному обменному курсу поменял нам  синие доллары на рупии. На рубль меньше давали за старые зеленые. Курс рупии почти 1:1 к рублю, поэтому туристам очень просто оценирвать цены в магазинах и на рынке

2.       Какой-то прям антисанитарии на нас не обрушилось. Никого даже не пронесло, хотя мы ели и уличную еду и фрукты (не всегда мытые). Да, иногда на улицах и около некоторых храмов зашкаливало количество мусора. Но это не в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего – норм

3.       Гостиницы были разного уровня. От прям хороших-хороших до весьма слабеньких. Путешествуя по России, я видел и более убитые гостиницы.

4.       Из животных в Индии чаще всего нам встречались коровы, бурундуки и обезьяны и намного реже комары и всякий аналогичный гнус.

5.       Еда не впечатлила. Если кто хочет от души поесть-выпить, то Индия не та страна. Ну и про каждое блюдо при заказе надо оговаривать, что бы оно не было «спайси». Оно все равно будет острым, но его хотя бы есть можно будет. Зато фрукты очень вкусные. Мы брали Манго, виноград, какие-то волосатые шарики (внутри похожи на грушу), дыню (оказалась не очень на вкус). Гранаты мелкие – мы не стали их пробовать. Папайя была на завтраке почти везде. Заказывал себе часто сок из сахарного тростника. Он очень сладкий – я люблю такое. Выжимают его на улице на разных аппаратах в полной антисанитарии. Почти везде в ресторанах чаевые уже включены в счет строчкой «сервис».

6.       Погода была все время сухая и жаркая. Кепки, панамки, зонтики и бутылки воды из гостиницы – всегда надо брать.

7.       На автобусе мы проехали около 1500 км. Цифра не впечатляет, по дороге к Черному морю такое расстояние за один заход проезжали. Но…   таких скоростей, как в России вы не найдете в Индии. Мой Навител показывал там разные ограничения скорости на разных дорогах (60-110 км/ч), но наш автобус быстрее 70 не ехал никогда. Чаще он даже 60 не ехал за городом.  Поэтому переезды заняли приличное время, пусть и разбавленные интересными остановками по дороге. Если бы мы собирали маршрут сейчас, то мы бы уже постарались сократить переезды между городами, а Варанаси исключили бы совсем. Даже в пределах золотого треугольника достаточно как исторических, так и природных достопримечательностей. Кто будет арендовать машину – не забудьте, что в Индии левостороннее движение, бензин около 110 рублей за литр.

8.      Как и во всей Азии, нанесенная разметка, установленные светофоры, знаки и даже наличие живого полицейского на перекрестке вообще ничего не значит. Индийцы переходят улицу в удобном им месте, надеяться на зебру смогут лишь особо шустрые или вконец беспечные: поток машин зебру просто не замечает. Наш водитель как-то пытался по встречке обогнать скорую помощь, едущую с мигалкой. При этом он ей еще и сигналил, чтобы сбавила ход и приняла влево. Езда по встречке или обочине рассматривается как стандартный вариант. При этом свежих аварий мы не видели ни одной.

9.       Во все храмы входить можно только босиком (носки допускаются). Кого это смущает – берите запас бахил. Одел поверх носков – и вперед.

10.   В некоторых храмах нельзя фотографировать на фотоаппараты. Только на смартфоны. В храм Акшардхам в Дели вообще никакую технику не пропускают. Досмотр был как в аэропорту. А жаль – очень красивый и большой храм.

11.   Перед поездкой выучите с пяток слов: Здравствуйте, до свидания, спасибо, сколько стоит. Ну или хотя бы слово Намасте’           Это сразу и здравствуйте и до свидания и спасибо. Во многих местах попрошайки так и будут за вами идти, пока не скажешь Намасте.

12.   Выучите заранее основных индийских богов 😊 и степень их родства - будет проще в храмах. В целом богов очень много, но в храмах встречаются в основном Брахма, Вишну, Шива, Айяплу, Ганеша, Дурга, Кали, Лакшми, Павати, Сарасвати, Ваю и т.д. А также аватары Вишну: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Баларама, Будда, Калки. Это я прям только по верхушкам пробежался. И это без учета дэвов (всесильных существ), реинкарнаций и аватаров. Чаще всего изображаются в храмах первые три и Ганеша, Лакшми, Кали. 

13.   Нигде ничего не берите от незнакомых индийцев и давайте себе ничего красить на лице. Можете попасть на много денег. Например, в одном из фортов мужичок вроде занимается садом (стрижет, подрезает кустарники, пропалывает), а проходящим туристам предлагает срезанные цветы лимонника. Если взял – считается, что ты заказал молитву и ее надо оплатить. То же касается штемпеля индуисткого значка на лоб.

14.   Бандерлоги – обезьяний народ. Имеются почти повсеместно. Часто пытаются что-нибудь стырить у людей. Проще все мелкое, блестящее, ценное или съедобное убрать в сумку или рюкзак. Обижать обезьян себе дороже – на крик одной прибежит вся стая. Местные шугают хвостатых из хороших таких рогаток промышленного изготовления.

15.   Везде много бурундучков – практически наши белки, только полосатые и менее пугливые.

16.   Много разных достопримечательностей не реконструируются, хотя деньги за вход в большинство достопримечательностей берут вполне себе не формальные.

17.   Много людей говорит на английском. На удивление довольно часто встречаются и русскоговорящие.

18.   Если в Иране нас всегда спрашивали разрешение сфотографироваться с нами, то здесь таких вежливых индийцев дай бог треть. Остальные будут вас снимать и делать селфи ничего не спрашивая, часто даже не маскируясь.

19.   Вай-фай был во всех наших гостиницах, но почти в каждой с каким-либо приколом. В одной гостинице пара логин-пароль состояла из номера комнаты и универсального пароля 12345. И к каждой комнате можно было подключить не более 2 устройств. А у нас было больше. Поэтому мы подключились к кому-то из соседей.  В другой гостинице хоть какой-то прием был только в туалете на унитазе и у входной двери номера. В третьей одноразовые листочки с паролями только на 24 часа. 

20 Вход во все достопримечательности стоит дороже, чем  в Иране в разы. По Ирану на одного человека выходило всегда 100-200 рублей, в Индии цены за вход на территорию какой-либо достопримечательности начинались от 300 и доходили до 1300 рублей. При этом в Иране много чего было доступно бесплатно. Единственная поблажка в Индии - детям до 15 лет проход везде бесплатно.

Ну и теперь к самому маршруту

День первый.

Нас встретил водитель «нашего» микроавтобуса в аэропорту Дели ночью и сразу повез в отель спать. Из приколов отеля: на каждом этаже в холле есть микробуфет с бесплатными чипсами, орешками и водой в холодильнике. Еще прикол – приезжающих записывают в огромный талмуд. Компьютер на ресепшн был нужен только для выписки карт-ключей.

Проснувшись и позавтракав, мы двинулись в Нью Дели смотреть Ворота Индии. Это часть еще английской планировки города. К этим же воротам мы потом сходили вечером – они очень красивы с подсветкой.

Далее у нас в программе был Гурдвара Бангла Сахиб – храм, построенный в 1783 году. Там мы первый раз столкнулись с тем, что надо снимать обувь, и с тем, что индийцы купаются в водоемах при храмах, даже если вода откровенно зацвела. Там же посмотрели, как в бесплатной столовой волонтеры кормят паломников. Процесс готовки доведет любую российскую санэпидемстанцию до мгновенного инфаркта.

Из официальной программы у нас в этот день также были Сады Лоди – старый городской парк. Там, конечно же были храмы разной степени разрушенности и немного индийской природы. И даже небольшая выставка бонсай-деревьев.

Ну и ближе к вечеру совсем новый храм Акшардхам. Храм огромный, территория большая, парковка огромная, людей немеряно. Отделка внутри и снаружи красивая и богатая. Если бы еще дали запечатлеть эту красоту хотя бы на телефон… 

Вечером мы сами дошли от отеля до Ворот Индии сфотографироваться и съесть мороженку. Мороженое на улице стоит 30-100 рублей и довольно вкусное. Обычно на лотке лежит цветная картонка с названиями, фото и  ценами. Даже вечером около этого памятника не протолкнуться от народа.

Второй день

Начался с парка  и самого высокого кирпичного минарета в мире – Кутб-Минар 72 метра. Если взять за высоту этажа 2,5 метра (советская панельная девятиэтажка), то  наберется 28 этажей. Люди построили это без электро кранов, без лазерных уровней, даже без 3Д проектирования и расчета нагрузок. И этот минарет стоит до сих пор несмотря на землетрясения постепенное разрушение материалов. Из еще занимательного  – старинная железная колонна, которая стоит уже более 1500 лет и не ржавеет. Загадок тут целых две - почему железо не ржавеет и как могли в 400-х годах изготовить такую большую, но качественную колонну из железа. Вокруг интересный парк со множеством разрушенных и уцелевших зданий.

В районе обеда вы погрузились в автобус и рванули (со скоростью 60-70 км/ч) в Джайпур. По дороге заехали в Samode Palace -  отель во дворце махараджи. Отлично отреставрированный дворец, очень красивый. Сейчас функционирует в качестве отеля. Там мы перекусили, нафотографировались в обстановке роскоши махараджей 😊, посмотрели минимузей старинных автомобилей и двинулись дальше в Джайпур.

Кстати, в Джайпуре у нас был самый красивый отель - не такой масштабный, как Самоде Палас, но очень и очень достойный. даже с работающим бассейном. Завтрак тоже был один из самых разнообразных.

День третий

 Утро началось с поездки к форту Амбера. Поскольку он входит в Золотой треугольник Индии, то часам к 10 здесь уже полно народа. Форт находится на горе и подняться к нему можно одним из трех способов: пешком, на слоне, на автотранспорте. Форт красивый, виды из форта тоже замечательные: видно озеро и аптекарский огород на нем, видно окружающие горы и защитную стену. Чуть выше расположен еще один форт - форт Джайгарх. Оба форта соединены туннелем. В этих зданиях проживал местный махараджа и его жены, а в форте - небольшой гарнизон. Кстати, было бы интересно посмотреть на реконструкцию обстановки в каком-нибудь из дворцов. В Иране мы частенько видели такие реконструкции с восковыми фигурами, тогдашней одеждой, мебелью, коврами… 

Ближе к обеду мы вернулись в Джайпур, осмотрели местную обсерваторию (в моем понимании она больше соответствует астрономическим часам и календарю, чем именно обсерватории) и городской дворец. Дворец очень хорошо сохранился и нам понравился. Тут нас впервые прям атаковали индийцы на предмет “А можно фото с вами?” Не путайте с почти официально промышляющими охранниками в национальных  костюмах с предложениями сделать фото с ними. Обойдется это всего (или целых) 200 рублей с каждого фотографирующегося.

На территории есть небольшая выставка костюмов махараджей, их же портретов. 

Впечатления от дворца и форта самые лучшие. 

Уже под вечер  навестили храм обезьян недалеко от Джайпура. А вот это уже можно и пропустить, если будет альтернатива. Храм практически не действующий в плане религии, а вот обезьяны и туристы там в изобилии. Из-за этого много мусора.

День четвертый

Как обычно мы встали, поели и выехали максимально оперативно, что бы до жары успеть посмотреть все нужное. Каких-то 2-3 часа и мы на озере Пушкар на запад от Джайпура. Целью поездки был очередной религиозный объект храм и священный водоем. В этом храме увидел интересную вещь в интерьере: пол и стены облицованы плитками, на которых паломники писали свои обращения к божеству и в эти же плитки вклеены серебряные монеты. К сожалению, фотографировать в храме опять нельзя. Кстати, сложилось впечатление, что в Индии верующие склонны делегировать монахам все обращения к богам. Мы практически не видели молящихся индусов в отличие от мусульманских мечетей или христианских храмов.

Вот омовения в священных водоемах - это индийцы очень любят. Были бы эти водоемы чистыми - вопросов бы не было. Но вода при такой температуре цветет по полной программе, плюс в воду попадает много бытового мусора, туда же сметают навоз от коров и прочий мелкий мусор с набережной. 

Опять 2-3 часа дороги и мы в гостинице. Время было еще детское и мы решили прогуляться и затариться фруктами. Доча решительно заявила, что быть в Индии не попробовать стритфуд - это прям упущение. Буквально в 500 метрах мы нашли лотки с фруктами. Чуть подальше нашли продавца выдавленного из тростника сока (в Индии это стоит 30-70 рублей за 200 мл). Продавец, видя что мы снимаем на видео весь процесс, прям исстарался и докидал в сок лайм и какую-то соль. Слабонервные дамочки, отслеживающие процессы санитарии - никогда не заказывайте сок на улице. Вас кондратий обнимет еще на ранних этапах подготовки аппарата. Обычно между покупателями ведерко для сока никак не обрабатывается, но видя камеру, работяга достал откуда-то тряпку (вы могли бы подумать, что стерильную - но ошибетесь. вы могли бы подумать, что хотя бы чистую - и опять ошибетесь) и сделал вид, что протер его. Ну и все в том же духе. Никто кроме меня не рискнул пить ТАК приготовленный сок. Ну а я что - мне больше достанется.

Потом мы пошли купить стрит еду подрастающему поколению. Без переводчика было сложно понять, что именно разложено на лотках. Выбрали что-то типа пустотелых шариков из теста и какие-то овощные котлетки (выяснилось, что это вариант драников). Попросили “ноу спайси”. Лицо продавца осветилось радостью в вечерней темноте - и он принялся шаманить. Безобидный шарик облил какой-то заправкой и вуаля - он уже несъедобно острый. Ну тут еще как-то можно было, вытаращив глаза, съесть часть. А вот “Драник” продавец ловко выхватил из сковородки руками, размял пальцами (последний раз он мыл руки никогда) до состояния лепешки и тоже чем-то полил. Дочка пораженно смотрела, как из двух сравнительно безопасных и съедобных продуктов за 1 минуту удалось приготовить две бомбы замедленного действия для желудка и кишечника. Она откусила маленький кусочек, выкинула все в мусорный контейнер и сказала: айда лучше за мороженным. Стрит еды я уже наелась!

День пятый

Рано утром мы стартанули в направлении Агры. По дороге делали остановки на небольшие достопримечательности и на поесть. Особенно запомнился ступенчатый колодец Чанд Баори. Уж больно он отличается от привычной нам неглубокой и узкой ямы. Индийцы подошли к понятию колодец масштабно и нестандартно.  

Кафе, где мы обедали на трассе имело название RAJPUTANA.Мы внимательно обследовали всю территорию, но никаких путан не нашли. Только скромный обед и туалет. 

 

Шестой день

По идее, в Агре туристы завершают поездку по Золотому Треугольнику Индии. Но у нас же был многоугольник! И Агра - только середина пути.

Рано утром мы поскакали в Тадж-Махал. Если поторопиться, то не придется толкаться с толпами других туристов и ждать пока освободится место для удачного кадра. Вход в эту достопримечательность был самый дорогой - около 1300 рублей. С периодическими остановками на рассказы гида, у нас заняло около двух часов на осмотр этого мавзолея. Кто не знает: этот комплекс строился 21 год расстроенным правителем Агры Шахом Джаханом для своей жены Мумтаз Махал, умершей во время 14х по счету родов. Комплекс без всяких сомнений внушает уважение красотой, объемом работ, использованными материалами. Это была самая интересная наша остановка в Индии. Мастеров для строительства приглашали из Турции, Ирана, Узбекистана и всех их оставили в Индии, запретив им заниматься в дальнейшем строительством. Дабы избежать даже возможности постройки такого же красивого здания.

Небольшая поездка на электрокаре привела нас в форт и дворец махараджи. По легенде махараджа после достройки Тадж-Махала каждый день пешком ходил из дворца в этот мавзолей побыть рядом с могилой жены.

Ну и напоследок в тот день мы съездили в мавзолей Itmad-ud-Daula. Он расположен на другом берегу реки Джамна и представляет из себя небольшой зеленый парк и небольшой же мавзолей. Передвижение по территории, как обычно, босиком (ну, или в носках или в бахилах). После Тадж-Махала он уже смотрелся бледно, хотя отделка там тоже была на высшем уровне.

Седьмой день

Завтрак, багаж, микроавтобус, индийские дороги, невысокая скорость, постоянные сигналы (обгоняемым, обгоняющим, попутной мототехнике, стоящим коровам, людям перебегающим многополосное шоссе в произвольном месте и т.д.) - мы уже почти привыкли. Движемся в сторону Орчхи - небольшого городка на юг от Агры. 

Доехав, мы осмотрели старый форт и погуляли по старому индуистскому храму. Заплатив местному служителю по 100 рублей с носа, мы получили доступ к лестнице на все этажи, балконы и крышу храма. При этом нам еще и рассказывали чуть-чуть про окружающее пространство и фотографировали нас в поте лица. В форте можно везде полазить и без помощи местных жителей. 

Кстати, будьте внимательны и осторожны во всех старинных зданиях Индии. Их посещение строится по принципам: а) заплати за вход б) твоя безопасность - это твоя безопасность и после оплаты администрацию уже не волнует. Часть зданий разрушается, в большинстве зданий нет никаких ограничений при выходе на балконы, галереи, крыши. Шанс сверзиться вполне себе ненулевой. Но кого это волнует в полуторамиллиардной стране?

Прогулка завершилась обедом в ресторане отеля Орчхи, выполненного на базе небольшого дворца какого-то местного правителя - Hotel Bundelkhand Riverside. Набитые под завязку немного островатым обедом, мы загрузились в автобус и взяли курс на городок Кхаджурахо.

Доехали, выгрузились, заселились, спать…

Восьмой день

По идее, индийские микробы должны были завалить изнеженных русских туристов или, как минимум, расстроить им желудок. Но случилось невозможное и заболел наш гид. Надо отдать должное туркомпании, она тут же организовала нам нового гида. Они все неплохо говорили по-русски и знали очень много про все те достопримечательности, где мы бывали. По некоторым вопросам мнение их здорово отличалось(иногда даже диаметрально), что было довольно забавно.

День начался с заповедника Кен Гадиял. У входа в заповедник есть щит с перечислением многочисленных животных, обитающих в нем, но по факту мы увидели койота, газелей, обычных коров, крокодилов (только сильная оптика позволила их увидеть), обезьян (куда ж без них в Индии),  пересохший водопад, красивый каньон из мрамора, доломита и кварца.

Следующая остановка была в самом городке Кхаджурахо среди индуистских храмов. Целый мини-городок. После этого городка я внимательнее стал присматриваться к барельефам на стенах храмов. Если поискать, то на них можно найти массу сценок из сексуальной жизни индийцев. А индийцы в сексе знали толк!  А в целом - здания и отделка во много похожи на остальные индийские храмы.

Ближе к вечеру мы прогулялись в старый город. Одно-двух этажные здания (саманные или кирпичные), где особо ничего за последние 50-100 лет не поменялось.  Ну разве что в некоторых домах появилось электричество и спутниковые антенны, а посреди поселка - колонка питьевой воды. По узким улочкам (машина не проедет) течет открытая уличная канализация, люди моются прямо около колонки.  До сих пор этот город делится на кастовые зоны, до сих пор любые вопросы, проблемы, споры решает местный правитель. Не привлекая суд или полицию. 

На обратном пути в гостиницу мы зашли на рынок и пополнили местный бюджет рублей на 200: стаканчик сока и килограмма полтора вкуснейшего винограда.

Девятый день

Продолжаем двигаться в сторону самой дальней точки - Варанаси.

По дороге посетили крепость, храм и дворец на довольно высоком холме - Kalinjar. Из прекрасного - виды на окружающую равнину, красивые барельефы около храма, водоем на самой верхушке холма и … наверное все. Но мы заехали туда просто по дороге, поэтому с радостью покинули автобус и побегали по территории.

Ночевать остановились в гостинице Shivrampur в городе Читракут. Гостиница запомнилась двумя вещами: самый скудный шведский стол на завтрак  и несменненое после предыдущих постояльцев, но заправленное постельное белье.

До отбоя мы успели съездить в один из индийских храмов Sati Anusuiya Mandir. Тут, походу, иностранцы бывают редко, и мы вызывали откровенное любопытство. Храм новый, с пластиковыми цветными фигурами богов - у меня сразу пришла в голову ассоциация с фигурой клоуна Роналда Макдоналда в макдачных. Такие же вырвиглазные цвета.

И уж совсем в ночь поехали смотреть индуистскую церемонию на берегу реки. Удобства ради озаботились красивым плавсредством и смотрели церемонию в первых рядах, но с реки. Церемонию исполняли 6 монахов и она представляла собой повторение одних и тех же движений последовательно на 4 стороны света и используя разные предметы. Началось все вообще без каких-либо религиозных атрибутов, потом были связка ароматических палочек, индийский вариант кадила, большой масляный светильник специальной формы, маленький масляный светильник. Было красиво, но на фото в силу полной темноты мало что попало.

Десятый день

Достопримечательности в этом районе:

Храм внутри скалы, в пещере Gupt Godavari. Внутрь ведет узкий проход на 1 человека шириной. А вот паломников - многие сотни. Поэтому вход в пещеру и выход из нее происходят по отмашке одного из монахов. Внутри пещеры очень жарко и 100% влажность. Удивительно, как в такой жаре не выводятся какие-нибудь зловредные бактерии размером с таксу (ну или  той-терьера). Фотографировать внутри ничего нельзя, но селфи с иностранцами можно :). В уголке пещеры сидят два монаха и принимают подношения паломников. Но это буквально в уголке, а вот остальное место в пещере занимает толпа, ожидающая отмашки на выход.

Ну и еще один храм на холме - Hanuman Dhara. По такой жаре мы не стали подниматься по лестнице, а поехали на фуникулере. Паломники такой путь считают жульничеством и используют 500 ступенек лестницы. Само общение с монахами занимает в храме буквально несколько минут. А что бы не зря в такую даль ехать и так высоко подниматься,  некоторые паломники там мылись. Ну а что? Черпанул воды из святого источника - облился. Потом намылился - опять облился. И все это при идущих мимо паломниках (ширина прохода в этом месте около метра).

По такой жаре и мы уже начали подумывать об омовении, но вовремя вспомнили, что в машине есть кондей и поехали дальше в город Алахабад. Заехав в Алахабад на 20 минут, мы краем глаза увидели христианский собор Всех Святых и поехали далее к самой удаленной точке нашего маршрута - городу Варанаси.

В Варанаси нас ждала неплохая гостиница Surya. 

Экскурсионная программа не предусматривала лежания на диванчике в номере и мы на двух тук-туках понеслись к Гангу, что бы насладиться вночи очередной церемонией на берегу реки. За небольшие деньги наш гид пристроил нас на крыше одного из зданий, потому что с уровня земли нечерта не видно. Еще по дороге к набережной мы ощутили на своей шкуре, насколько много народа топало туда же, куда и мы. В целом церемония с 6 монахами была похожа на ту, что мы уже наблюдали. мы не стали дожидаться окончания действа, потому что иначе нас бы просто затоптали. Поэтому довольно быстрым шагом мы миновали пешеходную зону, разыскали наши тук-туки и поехали спать.

Одиннадцатый день

Это был самый ранний подъем за всю поездку. мы поехали встречать рассвет на ту же набережную Ганга, где была церемония. Ну что сказать, даже в 5-30 на набережной был народ: кто-то совершал омовения в святых водах реки, кто-то просто спал на ступенях, один монах невозмутимо проводил церемонию, несколько монахов уже принимало заказы на богослужения. 

Город Варанаси известен тем, что на набережной проводятся кремации умерших. Кремированные в этом городе почти наверняка должны попадать в рай. Поэтому родные собрав 200-300 тысяч рублей (рупий, конечно) привозят умерших именно сюда. Пепел высыпается в реку.  Погребальные костры, где безутешные родственники сжигают умерших находились с обеих сторон набережной. Плакать во время кремации, кстати, нельзя, иначе душа не улетит на небо. поэтому женщин на кремации почти не встретить. 

К 8 утра на набережной уже снова кипела жизнь, а мы вернулись в отель.

Позавтракав, и поздравив нашего любимого сынулю с ДР (гостиница сама поздравлять не соизволила, а смогла только предложить тортик, и то -  за деньги), поехали  смотреть в археологическом парке колонны императора Ашока и Ступу. Ступа - это сплошная массивная относительно невысокая башня. По преданиям, именно здесь Будда произнёс свою первую проповедь после достижения просветления, тем самым запустив Колесо дхармы.

Двенадцатый день (последний)

Начался вообще в 4 утра, поскольку нам предстоял перелет в Дели. По нашей просьбе гостиница выдала небольшой сухпаек. Не роскошно, но утряшнего червяка заморить можно.. 

В аэропорту Варанаси все прошло ровно и без приключений. Через пару часов мы уже садились в Дели. Очередной гид и новенький водитель немного покатали нас по дели, прогуляли пешком по старым кварталам, завели в храм, покормили обедом, предложили пошопиться в торговом центре. К концу дня мы очутились в гостинице рядом с аэропортом

 

Итого

Если поделить 1,5 млрд жителей на площадь Индии, то плотность получится в 30 раз  больше, чем у нас за пределами Москвы. А если еще и индийский бюджет разделить на 1,5 млрд жителей, то получится не так много рупий, как индийцам хотелось бы и бОльшая часть населения Индии живет довольно бедно. Поэтому туристам и кажется, что страна бедная и грязная и смотреть там нечего. Индийская глубинка сейчас показывает, как жили люди 100 лет назад: вручную убирали урожай, жили в небольших мазанках, кирпичный заводик занимал площадь дачного участка, навоз сушили и использовали вместо топлива на кухне и т.д.

Очень много разрушенного и разграбленного за столетия правления Великих Моголов, Персии, ну а англичане перещеголяли их всех. Хотя нельзя не отметить, что англичане много чего построили в Индии, но цель любых их строек и реформ была только одна – оптимизировать ограбление Индии. На многих храмах остались только следы золотых украшений и камней.

Тадж Махал великолепен. Если он сейчас впечатляет, то понятно, почему его внесли в чудеса света в прошлые века. Также в Дели впечатлил минарет времен правления мусульман – башня очень высокая и удивительным образом уцелела во время землетрясений. Да и остальные постройки делались грамотно, качественно и красиво. Обратите внимание на резьбу по камням на каждом храме. Камень обрабатывать намного сложнее чем расписывать стены, а каждый индийских храм снаружи и изнутри весь покрыт каменными барельефами. Местами с элементами камасутры.

Удивляет, как индийцы помнят всё семейство индийских богов, хотя их набирается изрядно. В работающих индийских храмах всегда много верующих. А вот в христианском храме всех святых было пусто, хотя храм готовился к пасхе.

До сих пор ощущаются последствия кастовой системы, хотя она была отменена в 50-х. Понятно, что для туристов это не особо видно, но по словам самих индийцев разделение все еще существует и очень существенно влияет на жизнь.

Если будет возможность, следующую поездку надо будет осуществить в нетуристическую индию: юг Индии или Тибет.  В этот раз мы не попали на море, но будем исправлять это упущение в следующий отпуск.

 

Оцените отзыв
5.0
3 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет