Екатеринбург. Рассказ второй. "Вид сверху лучше".
2012
дата поездки
04.10.2013
написано
Екатеринбург. Рассказ второй.
Начало рассказа http://www.tury.ru/otzyv/id/183287
ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ. Екатеринбург - один из самых цельных заповедников конструктивизма в России, здесь много колоритных уголков XVIII-XIX века, в том числе Плотинка и Монетный двор - промышленный комплекс почти 300-летнего возраста, ансамблей построек 1930-80-х годов и зданий XXI века.
Екатеринбург – один из немногих русских городов, где есть отмеченный туристский маршрут, называемый «Красная линия». Проект был реализован в июне 2011 года и явился ответом на аналогичную «Зелёную линию» Перми. Линия красного цвета нанесена на пешеходную часть дорог и соединяет 34 памятных места, её длина около шести километров.
Находясь в Перми, мы прошли там по всей «Зелёной линии». А пройдя, поняли её главный недостаток - это уже проложенный кем-то для вас маршрут. Мы полагаем, что всё же лучше самостоятельно выбрать для осмотра те объекты, которые будут интересны именно вам. Ведь многие из отмеченных, на наш взгляд, особого интереса не представляли. Кроме того, имелись интересные объекты, находящиеся в стороне от района «Зелёной линии». Поэтому в Екатеринбурге по «Красной линии» мы решили не ходить. Да и в отличие от Перми, никаких стендов с описанием памятников вдоль линии нет. Предполагается, что туристы ходят с брошюрой.
Главная улица города ожидаемо называется проспект Ленина. На проспекте - всё разнообразие екатеринбургской архитектуры, важнейшие достопримечательности, виды на высотки и храмы у перекрёстков. Река Исеть в ширину примерно как Яуза или Фонтанка. Большинство улиц спокойно пересекают её по мостикам, нет столь привычного в русских городах разделения на "тот берег" и "этот берег". А так как Екатеринбург - один из самых многоэтажных городов России, то жителям сложно отделаться от ощущения "каменного мешка", который, по их словам, «давит на психику». В общем-то небольшой Городской пруд здесь очень к месту.
Центр города – общеизвестная Плотинка. За Плотинкой идет площадь Труда, хотя никакая это не площадь. Просто памятник основателям города, за ним небольшой скверик с фонтаном "Каменный цветок" и Екатерининской часовней. Интересно, что за этот абсолютно не примечательный, по нашему мнению, фонтан два года назад шла эпическая борьба. С одной стороны, церковь и областные власти сильно хотели на месте скверика с фонтаном воссоздать Екатерининский собор XVIII века, разрушенный в 1930 году. С другой стороны, жители города настаивали, что место хорошее и для многих людей памятное, а церковь можно где угодно построить, уж если так хочется иметь ещё одну церковь. Здесь даже состоялся митинг горожан, возражающих против строительства православного храма, в котором участвовало 6 тысяч человек. И, как ни странно, жители победили — храм строить не стали.
Вообще здесь, как и в Перми, красивых фонтанов в городе не видели, никакого сравнения с Красноярском или Липецком.
Закладывать послания для потомков в 1960-70-х годах было очень модно. Вблизи Плотинки находится Капсула времени, заложенная в 1973 году, с текстом «Вскрыть в 2023 году в день 300-летия Свердловска». Не знали закладывающие, что города с таким названием сейчас уже нет. И наверняка в этом послании потомкам была выражена твердая уверенность, что коммунизм построили, а дело Ленина живет и побеждает.
Чем примечателен город – это конструктивизм. Построек именно в таком стиле там довольно много – более 140. Около 30 из них – как раз на проспекте Ленина. Не зря же Екатеринбург называют музеем конструктивизма! Вне конкуренции – «Городок чекистов» – комплекс зданий, состоящий из 14 корпусов (1929-1936). Жителей сюда пускали по пропускам, и они отдыхали вместе (для этого был построен клуб), вместе обедали, завтракали и ужинали (столовая), стирали свои вещи (прачечная), лечились (своя поликлиника) и растили детей (детский сад). Зато благоустроенные и комфортные по меркам того времени квартиры оказались лишены кухонь. Его архитектурная доминанта – гостиница «Исеть» (Бывшее общежитие молодых сотрудников НКВД) – стало архитектурным символом города. Она печаталось на новогодних открытках, а в 1937 году в республиканской Испании вышла марка с видом этого ультрасовременного по тем временам строения.
Здание Штаба Центрального военного округа. Кстати, на его фасаде мы рассмотрели уникальный барельеф, о котором молчат путеводители. Между танками там стоит Дворец Советов – вряд ли где-то ещё есть такое!
В 1930 году был взорван храм Большой Златоуст. С 2006 года ведутся работы по его восстановлению. Когда мы приехали, храм уже был построен, но еще не был освящен. Сохранив оригинальные пропорции храма и куполов, строители почему-то уменьшили высоту колокольни (оригинал - 77 метров, новодел - 65). Из-за этого церковь выглядит немного приплюснутой по высоте. Рядом виден кусочек Дома Обороны, 1934 год. Еще один конструктивистский дом, выглядящий как корабль, а его гордостью является установленный «на палубе» настоящий самолёт. Вначале это был У-2, теперь Як-52.
Главный долгострой Екатеринбурга - телевизионная башня. Её строительство началось в 1983 году и продолжалось с перерывами до 1992 года. В то время помимо Москвы капитальными железобетонными телебашнями обладали только три столицы - Таллин, Вильнюс и Баку. Именно такую и стали строить в Свердловске. (В Ленинграде, Риге, Киеве, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Ереване были башни из стали). Проектная высота башни составляла 360 метров. Если бы её достроили, то она стала бы самой высокой в Азии и второй в СССР после Останкинской башни. Но строительство остановилось на отметке 219 метров. Заброшенная телевизионная башня всегда привлекала внимание самоубийц и любителей острых ощущений. Пока доступ на объект не закрыли в начале 2000-х, туда ежедневно забиралось до нескольких десятков человек, некоторые из них срывались и погибали. Проекты ее достройки или переоборудования возникают регулярно, но ни один из них не доходит до стадии реализации. Башня – самое высокое сооружение города и носит неофициальное название «Памятник человеческому идиотизму».
Здание цирка построено в 1980 году на смену сгоревшему в 1976 году деревянному цирку. Проект здания был разработан ещё в конце 1960-х годов в ЦНИИ экспериментального проектирования зрелищный зданий и спортивных сооружений архитекторами Н.В.Никитиным (одним из авторов Останкинской телебашни) и Ю.Л.Шварцбрейном. Особенностью здания, благодаря которой оно стало одним из символов Свердловска, является купол характерной формы. Точнее куполов у здания два. Один внешний, состоящий из 32 железобетонных арок-рёбер, сходящихся посредине на высоте 50-ти метров. Из центра схождения арок тянутся тросы, на которых висит второй, внутренний, купол. Внешний вид здания с куполом-скелетом оказывает сильное впечатление на неподготовленного зрителя, многие гости города считают, что оно не достроено, как и находящаяся по соседству телебашня. Для местных жителей цирк является предметом гордости. Согласно популярной городской легенде зданий с подобной конструкцией купола в мире всего два, одно здесь, а другое в Бразилии, построенное самим Оскаром Нимейером. Правда, что это за здание и в каком городе оно находится, никто не знает!
Конечно, мы прошлись по пешеходной улице Вайнера. Вот как ее оценивает местный житель stubb: «Из всех пешеходных улиц, виденных мною, улица Вайнера - самая неуютная. По дружелюбной атмосфере ей далеко до челябинской Кировки, её архитектуру не сравнить с казанской улицей Баумана или питерской Малой Конюшенной. Больше всего улица Вайнера похожа на улицу Урицкого в Иркутске. Как-то неприятно находиться здесь. Но многим, особенно приезжим, она нравится». На наш взгляд, на Урале эта улица занимает промежуточное положение между замечательной Кировкой в Челябинске и малоинтересной улицей Кирова в Перми. Есть на ней и старые постройки, но, в основном, полное смешение всего, что можно, с уклоном в торговлю. Находящийся на ней торговый центр "Гринвич" - на текущий момент крупнейший в Екатеринбурге (и в России за пределами Москвы), общая площадь - 155 тыс.кв.метров. К нему планируется пристроить ещё 120 тыс.кв.метров площадей. О скульптурах на улице я расскажу далее.
Центр города, как и улица Вайнера, оставил впечатление бессистемности. Если в других городах стоящие на одном пятачке здания трех эпох вызывают резонный вопрос: «Куда смотрел архитектор?», то в Екатеринбурге такое сплошь и рядом. Вероятно, полагая, что ценной исторической застройки здесь нет, архитекторы строят новые здания и торговые центры в самых неожиданных местах.
ВИД СВЕРХУ ЛУЧШЕ. Голубое здание метеостанции с красным шаром наверху видно из многих точек города. Здесь же, на Метеогорке, находится старая смотровая площадка. Мы побывали там. По-прежнему с этого места можно увидеть большую часть города. Раньше люди ездили сюда гулять, отдыхать и фотографироваться. Однако теперь здесь царит запустение - у площадки появились конкуренты.
Несколько лет назад открылась смотровая площадка Бизнес- центра «Антей». Вход 50 рублей, высота 76 метров. Находясь на ней, можно смотреть на город с высоты птичьего полета. Площадка пока работает, но тоже не может похвастаться посетителями. Вот нынешний ее вид, причем сверху.
Вне конкуренции - Бизнес- центр «Высоцкий», который является самым высоким зданием не только Екатеринбурга, но и всей России за пределами Москвы. Смотровая площадка здесь расположена на 52 этаже, на высоте 186 метров. Открылась она 4 мая 2012 года, работает ежедневно с 10 до 22 часов. Вход 250 рублей (в будни до 18 часов), в другое время 300 рублей. Фотографирование разрешено, время пребывания на площадке не ограничено.
Мы пришли и немного подождали. Группа набирается каждый час. На 50 этаж мы доехали всего за минуту на скоростном лифте, потом пересели на другой лифт и поднялись ещё на два этажа. Что было странно, желающих подняться на 52 этаж никак не проверяли на наличие подозрительных предметов.
В каждом крупном городе мира высотки — посещаемое место, и Екатеринбург — не исключение. Отсюда перед нашим взором открылся поистине захватывающий вид. Мы увидели в непривычном ракурсе и архитектурные ансамбли исторической застройки, и екатеринбургские магистрали, и купола храмов, и другие небоскрёбы... Обратили внимание на местные приколы. Так, на одной крыше размещены большие буквы: «Тебя видно». На другой: "Спасибо, Юра! Космос наш!". Говорят, в хорошую погоду видимость здесь достигает 25 километров.
Реклама зазывала «настоящих романтиков» в обзорные VIP комнаты на смотровой. Их четыре. Заплатив всего лишь около 5 тысяч на двоих (точная сумма зависит от стороны света) и, получив в подарок шампанское и фрукты, можно целый час наслаждаться видами. Эти комнаты, естественно, пустовали.
Площадка открытая, не зря мы оделись потеплее. Знайте, дождь или снег здесь будут идти прямо на вас. Естественно, сама площадка закрыта прозрачными панелями, из-за которых можно любоваться городом. Мы были на ней в субботу, опасались нашествия свадеб, но их не было. Скоро площадка начала пустеть. Как говорят охранники, обычно людям для того, чтобы осмотреть с высоты все достопримечательности, хватает 20-30 минут. Никаких разрекламированных на сайте бизнес-центра аудиогидов нам не выдавали. Однако на стенах, со всех четырех сторон света, висели щиты с фотографиями, на которых были подписаны наиболее интересные здания Екатеринбурга. Этого нам вполне хватило.
МУЗЕИ. Музеев в городе много, ходить по ним мы не планировали, но два экспоната мирового уровня не могли пропустить. Это Каслинский чугунный павильон и Большой Шигирский идол.
Сначала мы посетили Музей изобразительных искусств (улица Воеводина, 5). Именно там находится знаменитый Каслинский чугунный павильон. За более чем вековую историю он пережил как триумф, так и забвение. На Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году этот шедевр русской чугунной архитектуры был удостоен высшей награды - Большой Золотой медали и Гран-при. Французы восхищались им и даже хотели купить, но сделка сорвалась. В ноябре 1900 года выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. Многие годы ящики так и не распаковывались — вплоть до конца гражданской войны они пролежали в подвале дома управляющего заводом. А в 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости. От полного уничтожения павильон спасли старые каслинские мастера. Они написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков. К сожалению, телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием - большая часть деталей была уже переплавлена. Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею, где в 1927 году в экспозиции "Уральское художественное литье" была представлена боковая стена павильона.
В 1936 году художественная коллекция краеведческого музея была передана в фонды открывшейся Свердловской картинной галереи, расположившейся по улице Вайнера. В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона. Академик Павловский убедил партийное руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию. В цехе художественного литья Каслинского завода были воссозданы утраченные детали экспоната. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, произошло его второе рождение.
В 1986 году картинная галерея получила здание в переулке Воеводина. Павильон был демонтирован и перенесен в новое помещение. В Каслях заново изготовили все детали ажурного навершия, воссоздали два венчающих павильон штандарта с эмблемами Кыштымского завода. 9 июня 1986 года состоялось третье рождение уральского чуда. Но работы по восстановлению исторического облика не были завершены до конца.
В 2000 году, к 100-летнему юбилею павильона, удалось закончить золочение фрагментов рельефов. Только в 2010 году у Екатеринбургского музея изобразительных искусств появилась возможность провести заключительный этап исторической реконструкции - вышивку балдахина золотыми эмблемами Кыштымского горного округа. Полностью отреставрированный Каслинский павильон был открыт совсем недавно, 12 октября 2010 года. Он восхитил нас своей торжественностью, богатством декора, выразительностью рельефов и тонкостью деталей. Удивительно, что всё это сделано из чугуна. А какие на нём орнаменты! К сожалению, освещение в музее плохое. Поэтому привожу фотографии Meela с Яндекс-фотки (2011 год). Помимо павильона, рекомендуем осмотреть в музее обширную коллекцию каслинского литья.
Свердловский областной краеведческий музей (проспект Ленина, 69/10) занимает здание бывшего клуба имени Дзержинского в Городке чекистов. Его экспонаты размещены на шести этажах. В кассе можно купить общий билет на осмотр музея за 300 рублей или только билет на посещение одного из шести отделов музея. Мы купили билеты в Шигирскую кладовую, занимающую часть второго этажа (100 рублей). Впрочем, не заходя в залы, можно подняться на верхний этаж и восхититься знаменитой винтовой лестницей.
Больший Шигирский идол – это совершенно уникальный археологический памятник, не имеющий аналогов в мире. Сохранилось это археологическое чудо благодаря двум факторам. Во-первых, идол был изготовлен из долговечной лиственницы. Во-вторых, идол был найден в торфянике и торф, как природный консервант, защитил его от разложения.
В середине XIX века на Урале властвовала «золотая лихорадка». Залежи золота были найдены и на Шигирском торфянике недалеко от Невьянска. 24 января 1890 года работавшими здесь старателями были найдены фрагменты деревянной скульптуры, позже вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол. Деревянный идол лежал под толщей торфа глубиной в четыре метра, а его длина составляла 5,3 метра. К сожалению, в советское время нижняя часть (193 сантиметра!) этой уникальной археологической находки была безвозвратно утрачена и осталась лишь на рисунках.
Все туловище Шигирского идола покрыто резным геометрическим орнаментом. Также на широких плоскостях вырезаны лица: три на лицевой стороне и три на обратной. Венчает идол, как несложно догадаться, объемное изображение головы. Оно также двухстороннее.
О том, что олицетворял этот идол для первобытных людей, единого мнения нет. Скорее всего, это не божество, а собирательный образ. Ученые считают, что изображения на поверхности идола раскрывают все мировоззрение наших далеких предков. Здесь угадывают фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир.
Среди археологов не было единого мнения по поводу датировки Шигирского идола. Мнения сильно разнились. Лишь в 1997 году ученые, наконец-то, провели два независимых радиоуглеродных анализа. В это трудно поверить, но этому деревянному идолу девять с половиной тысяч лет! Он гораздо старше знаменитых египетских пирамид.
В советские времена Большой Шигирский идол никогда не показывали на выставках, он хранился в запасниках. Лишь летом 2003 года в краеведческом музее была открыта «Шигирская кладовая», и идол был выставлен для осмотра всем желающим.
Выставленный под стеклом идол действительно обладал какой-то магией. Возможно, из-за того, что в кладовой были только мы с женой, он произвел на нас ошеломляющее впечатление. Сами собой возникли мысли о вечности и о бренности мира…
Мы внимательно рассматривали стенды, рассказывающие историю знаменитой находки. Скучающая смотрительница спросила нас: «Вы приезжие?». Узнав, что мы из Москвы, сказала: «Из Петербурга много туристов, из Москвы есть, иностранцы приезжают. Только местные сюда не ходят». Поговорив с нами и узнав наши впечатления от музея, она провела для нас бесплатную экскурсию по Шигирской кладовой.
СКУЛЬПТУРЫ И ПАМЯТНИКИ. В городе множество скульптур, укажу наиболее интересные. О памятниках основателям города и царской семье я уже писал. Недалеко от действующего железнодорожного вокзала находится старый вокзал Горнозаводской линии 1870-х годов. До 1894 года Горнозаводская магистраль была изолирована от железных дорог страны, но зато соединяла основные уральские заводы. Брат - близнец этого вокзала в Перми (Пермь-1) не действует и находится в неудовлетворительном состоянии. Здесь же была проведена реставрация и сейчас расположен железнодорожный музей. Площадь перед вокзалом заставлена симпатичными произведениями в жанре городской скульптуры. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием «Пассажиры». Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая проходящая мимо туристская пара.
Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ послѣднiй звонокъ. В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица; с достоинством несёт чай проводница; в ироничном ключе показаны путейские рабочие – «Толстый и тонкий».
Много скульптур и на пешеходной улице Вайнера. Одна из первых называется «Друзья». Собачка смотрит преданно на мужчину, кормящего лошадь.
Коробейник, странствующий по деревням мелочный торговец с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками. Здесь он торгует парфюмерией.
Банкир в котелке и с портфелем направляется из банка к ожидающему его кабриолету с водителем. Сиденье у автомобиля выполнено в виде плетёного дивана, а отличительные признаки банкира - это золотая цепочка и печатка. Тонкий символизм - у кого есть деньги, тот имеет право парковать своё авто на пешеходной улице.
Сняв обувь, сидят влюбленные.
Знаменитый поп-певец Майкл Джексон умер 25 июня 2009 года в результате передозировки лекарственных препаратов. Памятник на улице Вайнера был установлен ровно через два года, 25 июня 2011. Бронзовый Майкл Джексон имеет высоту почти три метра и изображен в одной из своих любимых танцевальных поз.
А неподалёку, у торгового центра, стоит памятник Гене Букину, главному герою телесериала «Счастливы вместе» на ТНТ. По сюжету, он работает рядом, в магазине обуви в торговом центре «Гринвич». С другой стороны торгового центра разлегся сам Гринвич, для полного счастья сняв ботинки и носки. В громадном здании ТЦ «Гринвич» находятся семь скульптур и два фонтана. Не буду вас утомлять, ограничусь лишь одной - «Модница».
Памятник Владимиру Высоцкому в Екатеринбурге был установлен в феврале 2006 года у бизнес-центра «Антей», неподалёку от гостиницы «Большой Урал». Место для памятника было выбрано не случайно: именно в «Большом Урале» останавливался Владимир Семёнович во время гастролей в 1962 году. Причем дважды: в начале года он приехал в Свердловск в составе труппы московского Театра миниатюр, а к концу года Высоцкий перешёл в Театр имени Пушкина – и снова на гастроли по Уралу. «Кто может жить здесь, тот ежеминутно совершает подвиг» – таким было впечатление Высоцкого о тогдашнем Свердловске. Памятник нам понравился, он изображает Высоцкого не как борца, творца и трибуна, а как обычного счастливого человека – с гитарой и любимой женщиной. Сама Марина Влади на открытие памятника не приезжала, поэтому увидела его несколько лет спустя – во время гастролей со спектаклем «Владимир, или Прерванный полёт». Отнеслась субъективно: «Памятники умершим ставят, а я жива. И вообще, Володя здесь значительно моложе, чем в пору нашего знакомства. Наверное, уместнее было бы вместо меня установить фигуру его первой жены Изы Высоцкой».
Сантехников в России уважают. В 2012 году мы видели памятники им в Красноярске и Перми. Есть подобный и в Екатеринбурге. Скульптура добродушного сантехника, выглядывающего из люка, находится перед офисом организации с длинным названием "Уралэнергосервискомплект" на асфальте, прямо у ног прохожих. Однако в отличие от композиций, сделанных специально для Красноярска и Перми, это – копия скульптуры, установленной ранее в Омске. Замечу, копия омской скульптуры в 2010 году была поставлена и в Челябинске.
На берегу реки Исеть находятся два памятника, которые привлекли нас своей нестандартностью и современностью. Памятник группе «Биттлз» в Екатеринбурге, установленный 23 мая 2009 года, является первым памятником, посвященным знаменитой ливерпульской четверке в России и третьим на территории бывшего СССР. Кстати, я посмотрел два презентационных ролика города к ЭКСПО-2020 - он присутствовал в обоих. Памятник клавиатуре был поставлен в 2005 году и уже вошел во все путеводители. Он представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1 и состоит из 104 клавиш. Общая площадь проекта 16 × 4 м. Конечно, мы постояли на «своих» клавишах и фотографировались.
1 февраля 2011 года, в день 80-летия Бориса Ельцина, в Екатеринбурге открыли памятник первому президенту России московского скульптора Георгия Франгуляна. Сделан десятиметровый памятник из белого мрамора, привезенного из Китая. В ночь с 23 на 24 августа 2012 его облили синей краской, а после демонтировали для проведения восстановительных работ. 1 октября 2012 года, незадолго до нашего приезда, памятник вернули на прежнее место. О самом Ельцине могут быть очень разные мнения, а памятник нам понравился.
В августе 2011 года на углу улицы Малышева и Банкирского переулка появился первый в мире памятник банковской карте. Эта композиция представлена в виде руки, держащей кредитку. На карте можно увидеть имя ее держателя — по решению скульптора Сергея Беляева, им стал американский автор утопических романов Эдвард Беллами. Его имя было выбрано потому, что в своем романе «Взгляд назад», написанном в 1888 году, он предсказал появление пластиковых банковских карт.
В июле 2012 года недалеко от Храма на Крови был открыт памятник Петру и Февронии. Таких мы видели немало, и вновь его автор - плодовитый московский скульптор Константин Чернявский. Он создал восемь композиций, отличающихся в деталях, которые сейчас установлены в двенадцати городах России. Вариант, выбранный Екатеринбургом, один из самых красивых и символичных - супружеская чета изображена на фоне ладьи. Хотя точно такой же памятник был открыт в 2011 году в Самаре.
Перед киноконцертным залом «Космос» - памятник Огюсту и Луи Жану Люмьер. Рядом с ними находится киноаппарат - важнейшее изобретение братьев. Автор - местный скульптор Диана Косыгина. Памятник открыт в августе 2012 года.
ТРАНСПОРТ, ЕДА, СУВЕНИРЫ. В отличие от посещенных нами в 2012 году городов-миллионеров Красноярска, Перми, Челябинска в городе есть метро. Последний советский метрополитен был открыт в апреле 1991 года, состоял из трёх станций и вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый короткий в мире. Сейчас действует одна линия с девятью станциями, интервал между поездами в часы «пик» - 4 минуты. На входе в метро используются жетоны с надписью «Московский метрополитен», которых у нас в Москве уже давно нет. Станции красивые, но перед входом в метро суровые уральцы разместили указание на запрет фотосъемки. Впрочем, в интернете можно найти все их виды.
За поездку на автобусе с нас взяли 23 рубля. Кстати, интересно сравнить стоимость проезда в общественном транспорте некоторых областных центров, посещенных нами в 2012 году. Калуга -10 р, Пермь, Смоленск, Липецк – 12 р, Красноярск – 13 р, Петрозаводск - 15 р автобус/12 р троллейбус, Челябинск – 15 р, Санкт-Петербург и Екатеринбург – 23 р, Москва – 25 р. Так что по российским меркам проезд дороговат.
Из кафе рекомендуем «Уральские пельмени» в здании гостиницы «Исеть» на проспекте Ленина. На первом этаже самообслуживание, на втором обслуживают официанты. Готовят здесь вкусно.
Лучший уральский сувенир – изделие из камня. Рынок подобных изделий на открытом воздухе находится у метро «Геологическая». Жена купила сережки, здесь же мы приобрели и традиционные магниты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вторую часть рассказа я решил выдержать в стиле путеводителя, не расписывая собственных оценок. Тем более не буду делать выводы о дружелюбии или агрессивности местных жителей. Однако из песни слова не выкинешь. На наши многочисленные вопросы здесь не ответил никто (персонал гостиницы, кондуктор, пассажиры, прохожие), все дружно говорили: «Не знаю». Через день в Челябинске ситуация резко изменилась – почему-то вот там живут «знающие».
Кто-то из туристов ценит гармонию, соразмерность, уют, гуманную среду. Однако для любителей грубой урбанистической романтики, полагаю, в России трудно найти более эффектный город, чем Екатеринбург. То, что именно здесь расстреляли царя, совсем не случайно. Как не случайно и то, что рядом со стадионом, на котором предполагается провести матчи чемпионата мира 2018 года, расположились местная тюрьма и исправительная колония. «Рабочий, неожиданно для всех, а в первую очередь для себя, ставший господином с кучей амбиций и крутым нравом», видится в городе многим путешественникам. Поэтому история начальника цеха Холманских, ставшего полпредом, и теперь предпочитающего летать в соседний Челябинск на самолёте, кажется нам очень екатеринбургской.
Как говорят, Свердловск представлял из себя типичный индустриальный город российской «глубинки». Поменяв имя, он стал одним из тех немногих городов, которому все послесоветские пертурбации пошли только на пользу. Сюда пришли большие деньги, и город реально развивается, причем быстрыми темпами. А издержки любого развития неизбежны. Перестав быть гигантским рабочим поселком, Екатеринбург, на наш взгляд, превратился в один из самых ярких городов России - с интересной архитектурой, богатыми музеями, обилием следов истории и ни на что не похожей атмосферой.
Напоследок – ещё две цитаты.
trisha из Москвы: «Мне кажется, что этот город полезно посетить любому россиянину. Столичному жителю, чтобы понимать, что есть еще в родном Отечестве места - амбициозные, жестко идущие к своей цели, претендующие на главенствующие позиции. Жителям областных центров Средней полосы - для усиления собственного местного "Я", для подпитки себя в формировании независимости и умении формировать мировоззрения "пупа земли". Это, к сожалению, не хватает последним».
Мумимама из Екатеринбурга: «А город, да - жесткий, амбициозный, холодный уральский город, со своей историей и массой удивительных мест».
Оцените отзыв
5.0
14 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(6)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Действительно г.Екатеринбург - неординарный, врезающийся в память город. Амбициозный - да, но не холодный. Я бы дал определение: "город, в котором надо уметь жить"
"Холодный" - так определил житель Екатеринбурга. У разных жителей разные мнения.
Мнение baleks (Екатеринбург), написанное под одной из фотографий. Копирую здесь, по-моему, это относится ко всему отзыву.
"Василий, огромное Вам спасибо! Я живу в Екатеринбурге и все посещенные Вами места знаю, некоторые места вижу/посещаю/проезжаю ежедневно, в некоторых бывал пару раз, но что бы всё так структурировать и грамотно описать мне не приходило в голову! Ведь действительно г.Екатеринбург очень красивый город (особенно в последнее 5-6 лет стали тщательно заботиться о озеленении, красоте и лоске города) "
Красная линия. Стендов с описанием нет, зато есть мобильный гид. Набираешь номер 310-60-90, а потом двузначный код достопримечательности, и слушаешь по телефону, что да как....)))) Нововведение с 2013 года)
Про Каменный цветок. Рядом с фонтаном есть часовня, рядом Храм на крови и новодельный Златоуст. Как новая церковь вписалась бы в окружающую застройку? За каким лешим сносить фонтан и строить ещё один церковный новодел - мне лично не понятно. Хотя, конечно, очень даже понятно - место бойкое, проходимость большая... купи-продай... имхо
Про Шигирский идол ужасно интересно! Местные не ходят... это правда( схожу!
Если бы не знала, что планируете всё-таки посетить Невьянск, обязательно написала бы: "Эх, Василий..."
Быть так рядом с Невьянской башней и не посетить её - это просто безобразие!!!
Отзыв обалденный!
Приезжайте в наш рабочий городок ещё!
Ирина (inp 75), спасибо. Я помню, вы давно писали, что в ваш город приезжать смысла нет. Но вот мы доехали. На самом деле он лучше многих.
До Невьянска хочу добраться, но и в вашем городе осталось много не посещенного.