Белиз славится своим смешением культур: от майя до гарифуна, метисов, восточных индийцев и многих других. Их танцы, музыка, еда и древние обычаи создают культурную мозаику, которая привлекает путешественников со всего мира, желающих ее испытать. Среди этих традиций в Белизе — яркий танец оленя, церемониальное представление, укоренившееся в общинах майя, особенно в Южном Белизе. Танец оленя — это смесь музыки, танца, ритуалов и повествования, которую усилия сообщества и институциональная поддержка возродили в последние годы.
Танец оленя изображает образ жизни мужчины майя и его семьи, выживающих в тропических лесах среди хищников и наступающих испанских колонизаторов. Старейшины майя Серхио Кук и Хосе Шоль объясняют, что танец требует обширной подготовки, начиная с молитв, чтобы просить божественного благословения. Лидеры организуют бдения как духовное очищение, и танцоры собираются из Южного и Западного Белиза, чтобы посвятить себя своим ролям.
В танце участвуют 25 участников, изображающих таких персонажей, как олени, ягуары, обезьяны, испанцы и пожилая пара с их верным щенком. Эти роли дополняются мелодичными маримбами и традиционными танцами, поскольку они носят сложные и красочные наряды с зеркалами, оборками и масками. У каждого персонажа есть уникальная танцевальная программа под определенный ритм маримбы, представляющая кусочек истории майя и их взаимодействие с природным миром.
Майя исполняют танец оленя во время особых случаев, таких как дни покровителей, такие как праздник Богоматери Гваделупской. Это общественное мероприятие с традиционными блюдами, такими как потч (молотая кукуруза, завернутая в банановый лист), кальдо (суп из домашних овощей и местной курицы или свинины) и какао-напитки. Здесь свободно угощают участников, что отражает ценности гостеприимства и щедрости майя.
Хотя это любимая традиция, сохранение Танца оленя столкнулось с рядом проблем, таких как урбанизация, глобализация и ограниченные ресурсы. Однако в последние годы усилия общины майя, поддержанные Национальным институтом культуры и истории (NICH) и Министерством по делам коренных народов, вдохнули новую жизнь в эту заветную традицию.
По словам Роландо Кокома, директора Института социальных и культурных исследований, ключевым этапом в этом возрождении стало приобретение правительством традиционной одежды для Танца оленя. Эти инвестиции устранили высокие расходы, ранее связанные с арендой костюмов, что облегчило проведение танца для общин. После длительных консультаций с хранителями традиций в Гватемале ансамбли были приобретены и размещены в государственном учреждении для использования общиной, что вызвало новый интерес к Танцу оленя.
Католическая церковь поддерживает возрождение танца, поскольку он соответствует некоторым из их верований, не ставя под угрозу традиции коренных народов, такие как благословение одежды копалом. Например, Cocom заявил, что многие лидеры коренных народов и церкви, включая отца Матео Салама, считают, что культуру майя важно праздновать, особенно в праздничные дни, такие как День Богоматери Гваделупской.
NICH признает танец оленя как яркое выражение общего нематериального культурного наследия Белиза и Гватемалы, обладающее глубокой способностью содействовать единству и миру посредством культурных обменов/диалога/опыта. Благодаря стратегическим инвестициям и сотрудничеству сообществ эта традиция может вдохновить как жителей Белиза, так и гостей. Усилия по представлению танца новым сообществам, таким как Армения и Долина Мира, являются отражением его растущего охвата и актуальности.
Танец оленя в Белизе — это больше, чем просто историческая реконструкция; это живая традиция, которая укрепляет связи в сообществе и способствует межпоколенческому обучению. Старейшины играют решающую роль в передаче ритуалов, танцев и музыки молодым поколениям, обеспечивая преемственность культурных проявлений майя.
Во время разговора с Серхио Куком и Хосе Холем они заявили, что танец в Белизе становится все менее популярным, хотя он популярен в соседней стране, Гватемале. Поэтому они создают больше групп и проводят больше танцев, чтобы молодые могли смотреть его и вдохновляться! Кроме того, г-н Хосе купил маримбу, что позволило молодежи научиться играть на ней.
Танец оленя является свидетельством стойкости и креативности народа майя. С помощью повествования, музыки и ритуала он прославляет их глубокую связь с природой, предками и культурной самобытностью. Благодаря самоотверженности общин майя, поддержке правительства и возобновившемуся интересу к сохранению культурного наследия, Танец оленя продолжает процветать, открывая окно в невероятную историю Белиза и его разнообразный культурный ландшафт.
Источник: travelbelize
Читайте также: Пляжный отдых и морские приключения в Турции: от ленивого релакса до активных яхтенных туров